Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности
Все эти данные говорят о том, что разные компоненты интеллектуальной деятельности также, как и психофизиологические функции, развиваются неодинаковым образом и что опережающая роль принадлежит такой важной характеристике ума, как обучаемость.
Представляют также интерес структурные особенности интеллектуального потенциала на разных стадиях его становления. В 5 лет в структуре интеллектуального потенциала встречается большое количество значимых связей (10 - на 5%-ом уровне значимости и 3 - на 1%-ом). Ведущим в структуре является показатель пространственного мышления и конструктивных способностей. Образное мышление связано с образной памятью и с конструктивными способностями и с показателем обобщения. А образная память связана также со словарным запасом ребёнка. В структуру также вошли и показатели воображения. В выборке 6-летних детей структура менее интегрирована. Общее количество связей - 9 (на 5%-ом уровне - 5, на 1%-ом - 4). Ведущими компонентами структуры являются словарный запас и показатель обобщения, которые соответственно связаны со скоростью образования новых образов и с образным мышлением.
Полученные результаты приводят к выводу о том, что уже в дошкольный период происходит не только интенсивное развитие отдельных компонентов интеллектуального потенциала, но и образование корреляционных связей как между разного рода психофизиологическими функциями, так и между функциями и различными видами интеллектуальной деятельности. Таким образом, в дошкольном детстве имеют место процесс консолидации ещё не достаточно зрелых форм интеллектуального потенциала и их взаимовлияние.
В школьном периоде жизни интеллект выступает в качестве главного новообразования процесса психического развития. Поэтому на втором этапе исследования специальное внимание было уделено становлению интеллекта как сложного системного образования, которое является и предпосылкой, и продуктом учебно-познавательной деятельности. В качестве компонентов интеллекта рассматривались такие психологические параметры, как способность решать логические задачи, умение управлять своей памятью, образное мышление, представления, воображения. Проводилось комплексное изучение школьников 11 - 16 лет общеобразовательной школы с разным профилем обучения. При этом одну из групп испытуемых в возрасте 13 - 14 лет составили учащиеся физико-математического класса. Сравнительный анализ показал, что уровень развития произвольного запоминания у подростков общеобразовательной школы значительно превышает уровень других интеллектуальных функций. Такая закономерность не прослеживается у сверстников физико-математического класса. В структуре их интеллектуальных характеристик выделяется не одна, а три вершины. Максимальный уровень достигается по параметрам развития пространственных представлений, способности обобщать и произвольного запоминания. Таким образом, у учащихся общеобразовательной школы преобладающим является мнемический компонент в структуре их интеллектуального потенциала. Это свидетельствует о том, что в процессе педагогической практики у учащихся недостаточно активизируются и развиваются другие, в частности, мыслительные и образные его компоненты. Потенциальные же возможности школьников физико-математического класса раскрываются полнее и разнообразнее. Это позволяет им показывать более высокие результаты в учебной деятельности.
Полученные в ходе исследования данные об уровне развития интеллектуальных характеристик школьников были подвергнуты математической обработке. Результаты корреляционного анализа позволяют определить особенности процесса структурообразования интеллектуальных способностей на протяжении подросткового возраста. В младшем подростковом возрасте все выделенные компоненты умственных способностей включены в единое структурное образование. В центре корреляционной плеяды находится показатель вербального интеллекта (логическое мышление), который имеет 6 связей на 1%-ом уровне статистической достоверности. С наименьшим числом корреляционных взаимосвязей включены в структуру интеллекта показатели образных компонентов (две связи). Воображение имеет взаимосвязь с общим интеллектом и с умением устанавливать числовые закономерности. Пространственное представление в младшем подростковом возрасте имеет 3 связи на 1%-ом уровне статистической достоверности и три связи - на 5%-ом уровне. Кроме того, в корреляционную плеяду включён показатель учебной успешности, который в большей степени связан с вербальными компонентами общего интеллекта и в меньшей - с образными его компонентами. В целом корреляционная плеяда компонентов интеллектуальных характеристик младших подростков носит достаточно интегрированный характер. В этом возрасте функционирование интеллекта определяется всеми его компонентами. В качестве системообразующего фактора выступает показатель пространственного представления. Он имеет шесть статистически достоверных связей.
Корреляционная плеяда интеллектуальных характеристик школьников среднего подросткового возраста представляет собой единое интегрированное образование. Число статистически достоверных связей по сравнению с младшим подростковым возрастом увеличивается в 1,6 раза. Вербальные компоненты обладают более тесными связями с другими компонентами структуры и большим числом связей по сравнению с образными компонентами. Это значит, что уровень развития интеллекта школьников 13-14 лет общеобразовательной школы в первую очередь зависит от процесса обучения и условий социализации, а во вторую - от особенностей природного компонента интеллекта. Кроме того, можно говорить об усилении взаимовлияния всех компонентов умственных способностей школьников, о чём свидетельствует всевозрастающее значение коэффициента корреляции.