Основные принципы и подходы в воспитании детей в туризме.
Например: на практике в детском лагере «Горный» по итогам экспедиций устраивают выставку материалов и интересных находок. В место докладов небольшие выступления в игровой форме и стенгазеты.
Мониторинг в туристском лагере.
Одной из форм организации экологических исследований в походе учащихся являются мониторинговые исследования. Следует заметить, что основными принципами построения экологического мониторинга является непрерывность и длительность наблюдения, строгая периодичность и комплексность наблюдаемых параметров.
Оценка и прогноз состояния окружающей природной среды базируется на сравнении экологических данных, полученных за все время наблюдений: одними и теми же методами и приборами на не нарушенных природных территориях, так называемых - фоновых и территориях, находящихся под антропогенным влиянием.
Для создания экологического мониторинга детьми в лагере невозможно использовать принципы и методы экологического мониторинга «большой науки» не адаптируя их к школьному или лагерному процессу. Это связано с тем, что прерывность лагерной смены не позволяет сохранить принципы непрерывности наблюдений. В то же время, отсутствие их в наиболее важный для мониторинга период наблюдений - летний, делает эти наблюдения малоценными для целей экологического мониторинга. Как правило, в окружении детских оздоровительных лагерей практически отсутствуют ненарушенные природные территории, так называемые - фоновые. Это не позволяет осуществлять одну из составных частей экологического мониторинга - оценку результатов наблюдений и экологический прогноз.
Немаловажным является то, что психолого-возрастные особенности детей не приспособлены к монотонной и однообразной работе, связанной с проведением мониторинговых наблюдений. Детскому характеру более свойственно выполнение таких заданий, в результате которых конкретный результат получается довольно быстро. Поэтому важно, в том случае, если исследование требует довольно длительного времени, наметить какие-то промежуточные рубежи, которые позволят подвести итоги кокой-то части исследования.
Весьма существенным в экологической исследовательской деятельности детей в лагере является отсутствие необходимых, но часто дорогостоящих и, к тому же, опасных приборов. Все это позволяет весьма редко использовать получаемые данные для профессиональных целей.
Однако, без внедрения в лагерное образование экологических исследований, в том числе и мониторинговых, невозможно сформировать у детей полноценные экологические знания, экологическую культуру, тем более, воспитать экологическую ответственность.
Для создания системы экологической исследовательской деятельности детей в туристском лагере представляется целесообразным базироваться на туристско-краеведческих и экологических отдельных мероприятиях.
Здесь особенно эффективен метод малых детских групп.
Особенностью процесса выполнения экологических исследовательских заданий в походах и экспедициях является организация исследовательской работы по методу малых групп. Для этого весь экспедиционный отряд, делится на бригады (звенья). Хотя разделение на рабочие звенья и проводится по принципу добровольного выбора партнера, инструктору необходимо тактично но твердо направлять создание групп.
Как показывает опыт, оптимальный состав звена — два - три человека. Причем желательно, чтобы группы были примерно равносильны по своему составу: сильный и слабый ученик, два мальчика и девочка. При таком составе члены звена более равномерно загружены работой, причем распределение работы внутри звена они организуют сами. Одновременно с этим решается и целый ряд задач по воспитанию нравственных качеств у подростков: чувства ответственности, заботливости и внимательного отношения, доверия и требовательности к товарищу, рыцарского отношения с девочкам и т. п. Звенья из четырех-пяти человек создаются лишь в случаям крайней необходимости. Каждому звену можно присвоить название или порядковый номер на период всей экспедиции.
Если изучаемая тема является коллективной, то важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя членом исследовательского коллектива, имел определенные обязанности перед ним и особую ответственность за результаты своей работы.
Такая организация коллектива во многом облегчает проведение не только полевых исследований (распределение пробных площадок, проведение консультаций, равномерное использование оборудования), но и дежурства по кухне, организацию трудовых дел, подведение итогов и т.п. Участие в группах детей разного возраста обеспечивает преемственность при выполнении долговременных изысканий. Коллективная работа приучает ребят к взаимной ответственности за общее дело.