Введение
В современной школе развивающее обучение с каждым годом занимает все более прочные позиции наряду с традиционным. В нашем городе в каждой школе можно встретить учителей, работающих по альтернативным программам. Ведется поиск новых методов работы, новых форм организации развивающего обучения.
С недавних пор в начальных классах стала практиковаться коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса. Учителя средней школы №32 Л.В. Белокурова и А.Я. Ибрагимова на уроках используют парную, групповую формы организации учебно-воспитательного процесса, основываясь на предположении, что общение и совместная деятельность со сверстниками – один из факторов развития учащихся.
Все вышеупомянутое побудило нас взять темой нашего исследования коллективную форму организации начального развивающего обучения на уроках русского языка.
Цель дипломной работы с опорой на анализ литературы и опыт практической работы: организовать коллективную работу с младшими школьниками на уроках русского языка. Мы полагаем, что данная форма учебного процесса повысит уровень развития учащихся.
Объектом дипломного исследования является коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах.
Предметом исследования являются приемы коллективной формы обучения.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы: если при осуществлении развивающего обучения использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, то уровень развития младших школьников значительно повысится.
В соответствии с поставленной целью дипломной работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
· сделать анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и развивающего обучения;
· подготовить задания для определения уровня развития при коллективной форме организации учебного процесса;
· провести экспериментальную работу;
· проанализировать результаты проведенного эксперимента;
· разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию коллективной формы организации учебного процесса при развивающем обучении.
При написании дипломной мы использовали комплекс методов исследования:
· изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
· педагогическое наблюдение процесса обучения;
· беседы с учителями начальных классов;
· анализ результатов ученической деятельности;
· педагогический эксперимент;
· количественный и качественный анализ полученных результатов.
В качестве экспериментальной базы, для проведения опытно-экспериментальной работы по теме дипломного исследования были выбраны 2Б и 2Д классы средней школы №32 г.Стерлитамака.
Эксперимент осуществлялся в 4 этапа.
Задача первого этапа (февраль 1996 – декабрь 1997) заключалась в изучении литературы по данной проблеме.
Второй этап (февраль – май 1997) был посвящен изучению опыта учителей, работающих в системе развивающего обучения, и учителей, применяющих в своей работе коллективные формы обучения. Написана курсовая работа.
На третьем этапе (сентябрь – ноябрь 1997) проводилась экспериментальная работа.
Четвертый этап (февраль – апрель 1998) – обобщение и систематизация материалов опытно-экспериментальной работы, выступления на студенческой научно-практической конференции, литературное оформление дипломной работы.