Описание и анализ проведенной экспериментальной работы

Двое учеников отгадывают слова, а двое других проверяют написание этих слов по словарям.

Слева направо: 4.Игра, в которой ходят с песнями по кругу. 5.Друг, приятель. 6.Ударный музыкальный инструмент.

Сверху вниз: 1.Домашнее животное. 2.Инструмент для копания. 3.Страна или местность, в которой человек родился.

Тема: Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова (фрагмент)

Цель: 1. Познакомить детей с частью слова – с корнем.

2. Отрабатывать слабую и сильную позицию в слове.

Оборудование: словарь, учебник «Русский язык. 2 класс» Репкина В.В.

Ход урока.

- Какую тему изучаем?

- Какие слова называют родственными?

1. Однажды сказочник пригласил к себе на работу слова: соль, гору и пятно. Слова должны были придти не одни, а с родственниками. И вот кого привели с собой слова:

Соль

Гора Пятно

солист

Горло

пятнистый

солонка

Горняк

пять

засолка

Горе

пятнышко

Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой

- Кого отправил Сказочник и почему? (работа в парах)

Тема: Образование слов при помощи приставок.

Цель: Формировать умения в разборе слов по составу. Довести до сознания, когда пишется Ь

Оборудование: таблицы приставок.

Ход урока.

1. Чистописание

Объяснить значение пословицы.

2. На доске слова:

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какая первоначальная форма этих слов?

3. Работа в парах

От слов снять (I в.) и отнять (II в.) образовать при помощи приставок: в-, об-, от-, под-, раз-, с- новые слова.

По окончании работы ученики меняются тетрадями со своим соседом по парте и проверяют выполнение задания своего соседа.

- Что интересного заметили? (слова у I и II в. получились одинаковые)

- Найдите и выделите корень во всех этих словах.

- Не показался ли вам странным этот корень? Что значит ня(ть)? Ничего не значит. Может быть, это и не корень вовсе?

- Оказывается все-таки корень. Если вы сравните слова отнять, снять, принять, то убедитесь, что в них есть общее значение – «взять»: отнять – значит «взять силой у кого-то»; снять – «взять откуда-то сверху»; принять – «взять, получить у кого-то для себя». Вот это общее их значение и заключено в корне -ня-. Но, в отличие от большинства других корней, он без приставки не употребляется и без них непонятен.

- С помощью приставок и корня -езд- образуйте слова:

Въезд, изъездил, объезд, отъезд, подъезд, разъезд, съезд.

- Какую орфограмму заметили вы во всех словах?(ъ)

- Если разделительный знак стоит перед корнем, то пишется буква Ъ. Во всех остальных случаях пишется разделительный Ь.

4. Работа по опоре. Разделительный Ъ и Ь знаки.

5. Запишите слова в два столбика (работа в четверках). Слова записаны на доске:

дерев_я, обез_яна, об_еду, осен_ю, об_явился, с_ежился, л_ет, с_ехал, в_юга, с_ел.

6. Диктант (работа в парах)

Ночью разыгралась вьюга. Под старой елью была лисья нора. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Подъехал к стройке кран подъемный. Знают люди с давних пор несъедобен мухомор.

По окончании работы учащиеся меняются диктантами между собой, проверяют их и ставят оценки.

7. Итог урока.

8. Оценки.

Тема: Мягкий знак после шипящих.

Цель: 1. Формировать умение распознавать существительные мужского и женского рода.

2. Отрабатывать умение в определении склонений.

Оборудование: орфографические словари, плакаты с набором падежных окончаний.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Чистописание.

3. На доске слова в два столбика:

кирпич

весть

шалаш

ветвь

руль

мышь

конь

власть

ключ

горечь

дуги

тишь

еж

помощь

конь

полночь

уж

 
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6