Комплекс упражнений для детей дислаликов
Четвертый комплекс
(для звука р)
Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: Кто дальше загонит мяч? Пощелкать кончиком языка, вкусное варенье, индюк.
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Барабанщики
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Методические указания. 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться.4.3вук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Пятый комплекс
(для дифференциации свистящих и шипящих звуков с — ш, з — ж, ц-ч)
Это такие упражнения как: Качели
Насос
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука с. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.) Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук с (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука с язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
Шар лопнул
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука ш. (Язык находится за верхними зубами, струя воздуха теплая.) Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук ш (так, как выходит воздух из проколотой шины). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Угадай, что это
Цель. Научить ребенка различать звуки с и ш при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения. Описание. Взрослый неспеша произносит поочередно звуки с и ш, а ребенок соответственно звуку должен показывать то на картинку, изображающую велосипедный насос (если он слышит звук с), то на картинку, изображающую проколотую шину (если он слышит звук ш). Потом взрослый показывает то на картинку с насосом, то на картинку с шиной, а ребенок соответственно называет тот или другой звук.
Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори
Цель. Научить ребенка различать и правильно произносить звуки с и ш в слогах. Описание. Предложить ребенку произносить за взрослым слоги (попарно), соблюдая определенную последовательность: са-ша, со-шо, шу-су, сы-ши и т. д. При этом надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на расстоянии 15 — 20 см ото рта), чтобы ребенок не видел артикуляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, четко.