Комплекс упражнений для детей дислаликов

Четвертый комплекс

(для звука р)

Для произнесения звука р необходима сложная ра­бота всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к вер­хним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необ­ходимых движений языка и воздушной струи способст­вуют следующие упражнения: Кто дальше загонит мяч? Пощелкать кончиком языка, вкусное варенье, индюк.

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение вла­деть языком. Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почи­стить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончи­ком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть дол­жны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабаты­вать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончи­ком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить мед­ленно. Постепенно убыстрять темп. Методические указания. 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть непод­вижна; работает только язык. 2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться.4.3вук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воз­душная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Пятый комплекс

(для дифференциации свистящих и шипящих звуков с — ш, з — ж, ц-ч)

Это такие упражнения как: Качели

Насос

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука с. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная.) Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук с (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука с язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, вы­дыхаемая струя воздуха холодная.

Шар лопнул

Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука ш. (Язык находится за верхними зубами, струя воздуха теплая.) Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук ш (так, как выходит воздух из проколотой шины). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.

Угадай, что это

Цель. Научить ребенка различать звуки с и ш при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения. Описание. Взрослый неспеша произносит поочередно звуки с и ш, а ребенок соответственно звуку должен пока­зывать то на картинку, изображающую велосипедный на­сос (если он слышит звук с), то на картинку, изображаю­щую проколотую шину (если он слышит звук ш). Потом взрослый показывает то на картинку с насосом, то на кар­тинку с шиной, а ребенок соответственно называет тот или другой звук.

Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори

Цель. Научить ребенка различать и правильно произно­сить звуки с и ш в слогах. Описание. Предложить ребенку произносить за взрос­лым слоги (попарно), соблюдая определенную последова­тельность: са-ша, со-шо, шу-су, сы-ши и т. д. При этом надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на рас­стоянии 15 — 20 см ото рта), чтобы ребенок не видел арти­куляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, четко.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6