Организационно-методические условия обеспечения комплексного подхода к социализации личности глухого школьника
Воспитательная работа в школе для глухих детей требует серьезного переосмысления. Наряду с оказанием педагогической помощи учащимся в выполнении домашних задании важно наполнить содержание работы таких специальных школ-интернатов занятиями по интересам, создавать атмосферу заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. Успешное решение поставленных задач требует в свою очередь усовершенствования организационно-методической работы воспитателей.
Изучение состояния воспитательной работы в ряде специальных общеобразовательных школ-интернатов для глухих детей Украины позволило выявить ряд недостатков в работе воспитателей, среди которых наиболее типичными являются следующий:
— недостаточная осведомленность воспитателей с принципами организации ученического самоуправления и формирования у школьников гражданской зрелости;
— слабая взаимосвязь воспитателей и учителей в деле обеспечения единства учебно-воспитательной работы;
— слабое знание, а нередко и полное незнание специфических психолого-педагогических основ обучения и воспитания глухих детей, индивидуальных особенностей глухих воспитанников и учета их в учебно-воспитательной работе;
— отдельные тенденции формализма в воспитательной работе: механический перенос опыта воспитательной работы из общеобразовательной школы в школу для глухих детей, увлечение массовыми воспитательными мероприятиями, недооценка индивидуальной работы и т. д.
Сказанное свидетельствует о необходимости целесообразного планирования методической работы с целью максимального устранения отмеченных выше недостатков. Между тем вопросы, выносимые на обсуждение заседаний методических объединений воспитателей ряда спецшкол не всегда подчиняются конкретным задачам учебно-воспитательного процесса; в отдельных школах в методической работе с воспитанниками преобладает освещение теоретических вопросов без связи с практической жизнью общешкольного коллектива; недостаточное внимание уделяется проведению практических занятий, решению конкретных педагогических ситуаций, возникающих в работе воспитателей, анализу и самоанализу воспитательных мероприятий, внедрению в практику достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта; не стало органической частью методической работы самообразование воспитателей.
Как правило, в специальных школах-интернатах для глухих детей штат воспитателей довольно многочисленный. В отдельных школах-интернатах количество воспитателей от 40 до 60 человек
Вполне понятно, что идти по пути создания одного методобъединения при столь большом количестве воспитателей, нецелесообразно. Практически всю эту массу педагогов объединяет лишь должность, которую они занимают “воспитатель”. Это воспитатели дошкольных групп, при наличии дошкольного отделения при школе, подготовительных, 1—4, 5—7, 8—12 классов. И цели, и задачи, и содержание, и организационные формы, и методы воспитательной работы с каждой из названных возрастных групп глухих детей во многом глубоко своеобразны и специфичны. В целях лучшей организации методической работы с воспитателями в спецшколах для глухих детей создают несколько методических объединений воспитателей. На наш взгляд, наиболее целесообразным соединением воспитателей в методические объединения может быть таким: а) дошкольные группы, 0—3 классы — одно метообъединение; б) 4—7 классы — второе методобъединение; в) 8—12 классы — третье методобъединение. Содержание работы методических объединений определяется задачами, стоящими перед методическим и педагогическим коллективом с учетом состояния учебно-воспитательной работы в данной школе.
Планы работы школьных методических объединений воспитателей составляются в соответствии с проблемной темой, над которой работает школьный коллектив в учебном году. Исходными положениями к планированию могут быть:
— задачи, определенные правительственными постановлениями о школе, директивными документами и инструктивно-методическими письмами Министерства просвещения Украины, органов народного образования;
— результаты учебно-воспитательной” работы за предшествующие годы;
— проблемные вопросы, над решением которых работает пед-коллектив школы.
Руководитель методобъединения, как правило, один из самых опытных воспитателей с высшим дефектологическим образованием, исходя из проблемных вопросов, стоящих перед коллективом школы, определяет главные направления воспитательной работы и планирует конкретные мероприятия для их реализации.
К первоочередным задачам методических объединений воспитателей школы относятся: