Введение

Для овладения ею необходимы базы данных и информационно-поисковых си­стем по истории и литературе, памятни­кам архитектуры и произведениям искус­ства, филологии и языкам, биологии и геог­рафии и другим учебным предметам и дисциплинам. Учащихся необходимо на­учить не только работать с этими базами данных, но и наполнять их информацией, проводить ее поиск и анализ, искать ошиб­ки и находить правильные решения.

В таком расширенном понимании инфор­мационная культура естественно соеди­няется с обычным пониманием общечело­веческой культуры. И разница только в том, что новая информационная культура связывается с использованием новейшей информационной и ВТ и средств обра­ботки данных на ЭВМ, позволяющих хра­нить большие объемы информации и про­водить логически осмысленную обработ­ку ее.

В 60—70-е гг. по инициативе ЮНЕСКО в различных государствах начали созда­ваться национальные центры педагогиче­ской документации и информации[5]. Сложный комплексный характер совре­менных педагогических проблем требует усиления кооперации ученых в националь­ных и международных масштабах, ускоре­ния использования научных достижений в общественной практике. С этой целью в странах мира созданы международные, ре­гиональные и национальные центры, в ко­торых собрана информация по различным вопросам образования и педагогической науки.

Работа центров ориентирована на повы­шение эффективности информационного об­служивания всех категорий пользователей, сокращение сроков получения абонентами необходимой для их работы литературы, обеспечение широкого доступа специалистов к базам данных, устранение дублирования при сборе, хранении и обработке научно-педагогической информации.

Наряду с информационной деятельностью отдельные центры принимают участие в ор­ганизации и проведении педагогических ис­следований, разработке учебных и аудиови­зуальных средств обучения, подготовке и пе­реподготовке учителей, школьных библиоте­карей и информационных работников, вы­полняют функции библиотек.

Еще 10—15 лет назад работа с компью­тером требовала квалификации програм­миста, что и приводило к обязательному включению соответствующего компонента в состав компьютерной культуры. Ныне, когда созданы и широко распространены персональные ЭВМ, рабо­та с которыми не требует основательной программистской подготовки, в содержа­нии компьютерной культуры произошли определенные измене­ния, изъятия, увеличилась доступность ее усвоения. К такому же выводу можно прийти, анализируя необходимость включения в со­став компьютерной культуры проблемно-ориентированных язы­ков, призванных облегчить работу пользо­вателю-непрофессионалу[6]. Широкое внедрение персонального компьютера позво­ляет без основательных знаний и умений в области программирования обеспечить лю­бого человека индивидуальными средства­ми для решения сложных задач различ­ного предметного содержания.

Создание серьезных программных си­стем, ориентированных на использование в тех или иных предметных областях,— сложная комплексная междисциплинарная задача, эффективность решения которой во многом определяется широтой профес­сиональных и фундаментальных научных знаний их разработчиков, относящихся обычно не к одной, а к нескольким обла­стям. Сказанное в полной мере относит­ся и к компьютеризации в сфере образо­вания. Достаточно вспомнить, например, что многие ведущие авторы Лого-проекта были одновременно специалистами в раз­личных областях знаний: технологии обу­чения, психологии, математики, искусствен­ного интеллекта и т. д[7].

Поэтому очень важно учить школьников не решать абстрактные, отвлеченные зада­чи на ЭВМ, составляя для этого программы на том или ином языке программирова­ния, а именно ставить в известных им обла­стях знаний и деятельности задачи в та­ком виде, чтобы их можно было решить на компьютере, а потом уже находить опти­мальные способы решения, пользуясь име­ющимися программными средствами, не исключая, конечно, в отдельных случаях и самостоятельную разработку необходи­мых программ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4