Личностный аспект проблемы восприятия информации.
В условиях информатизации жизни общества естественно возникает вопрос о путях восприятия и обработки информации индивидуальным сознанием. Ответ на этот вопрос интересует в первую очередь тех, кто стремится распространить информацию (донеся ее с минимальными затратами), но немаловажное значение он имеет и для людей, занимающихся проблемами формирования когнитивных структур личности, - педагогов, психологов. Как говорить, чтобы быть правильно понятым, чтобы тебя хотели слушать? В современных условиях эти (традиционно важные) вопросы модернизируются в приложении к разным печатным и видеоматериалам (в том числе распространяемым по всемирной компьютерной сети), а также дополняются вопросами иного порядка: как оказывать информационное влияние на людей, не травмируя их психику? Не секрет, что из-за недостаточного внимания к проблеме передачи информации результат часто бывает противоположен предполагаемому. К сожалению, уже многие специалисты (физиологи, психологи, педагоги и т. д.) высказывают опасение, что существует скрытый пока процесс негативного воздействия на сознание потребителей информации (особенно детей), который проявляет свои результаты тогда, когда их когнитивные структуры окажутся в основном сформированными, и поздно будет что-либо менять. "Само понятие информации, хотя и пришло из техники связи, но является по своему происхождению человеческим, физиологическим и даже психологическим: ведь все началось с изучения передачи по техническим каналам семантической информации от человека к человеку", - отмечает А. Н. Леонтьев. Информация приходит к человеку через несколько основных каналов. Первый (наиболее очевидный и общепризнанный) – органы чувств. Кроме того, мы получаем информацию с помощью воображения и генетическим путем. Поступая в сознание разными путями, информация хранится в «упакованном» одним и тем же способом виде и воздействует на нашу жизнь, используя один и тот же механизм. Наибольшее воздействие на человека оказывает та информация, которая воздействует одновременно на несколько органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия было активизировано. Поэтому наиболее яркие воспоминания содержат и визуальный образ, и звуковой, и осязательный, и обонятельный аспекты, а также в них присутствует тот неуловимый компонент, который принято называть эмоциями или отношением и который регистрируется в организме не так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.
В человеческом сознании мыслеформы хранятся в очень компактном виде, напоминая своими свойствами маленькие осколки голографических пластин[1]: оживая в сознании, они создают целостный эффект реальности происходящего независимо от первичного источника получения информации.
Известно, что даже самая алогичная идея, будучи внедренной в глубинные слои сознания, оказывает на поведение человека такое же воздействие, как и объективно существующие обстоятельства. Позитивная сторона этой особенности сознания нашла отражение в афоризме: «Все, что разум осознает и во что верит, можно осуществить». Используя достижения возрастной психологии, от концепции " быстрого развития" Жана Пиаже до работ наших современников (Маргулис Е.Д., Монахов В.М.), можно показать, как формируются основные информационные ресурсы человека, оказывающие влияние на его "сознательную" жизнь. Под влиянием личностного резонанса[2] человек с самого раннего возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для существования и (или) развития организма. Понятно, что представления о мире не исчерпываются рассмотрением только физической стороны его проявления. После того, как чрезвычайная зависимость ребенка от матери немного ослабевает, примерно в возрасте от двух до четырех лет, для него очень важно узнать, кто такой он сам, какова его роль в этом мире. Когда человек вырастает, у него могут появиться более разнообразные знания о своей личности и своих способностях. Всегда существует выбор: продолжить формирование защитных механизмов (власть, слава и т. п.) или раскрывать свою личность через самопознание, ощущение уверенности в себе, творчество. В условиях экономического кризиса в педагогике обострилась проблема выработки таких методов воспитания и обучения, которые помогали человеку осознать, что у него при любых обстоятельствах остается право свободного выбора своего внутреннего состояния.