Обучение на расстоянии - что это такое?
За последнее десятилетие мы стали свидетелями появления множества новых терминов и понятий. Многие из них – калька англоязычных слов, проникающих в русский язык, чтобы поддержать некоторую практику. Типичный пример – слово «ваучер», которое мгновенно приобрело глобальную известность и так же быстро вышло из широкого употребления вместе с соответствующими ценными бумагами. Другой пример – слово «компьютер», которое хоть и не похоже на слово «ЭВМ», но вытеснило старую аббревиатуру из употребления. Вместе с тем в современной языковой практике кальки иностранных слов используется порой и по другим причинам. Например, создатели широко рекламируемой «Европейской школы корреспондентного обучения» либо не знают, что словосочетание «correspondence school» переводится на русский язык как «заочная школа», либо не хотят использовать понятный всем термин(37-73).
Таким образом, термин «обучение на расстоянии», как правило, связывается с некоторой учебной инфраструктурой (студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети, методические центры, разрабатывающие и распространяющие соответствующие материалы) и относится к учебному заведению, предоставляющему соответствующие услуги, а не к самим учащимся.
В современных социально- экономических условиях возможность получения заочного и вечернего образования очень важна. Не менее важной является задача переподготовки и повышения квалификации, и здесь дистанционное образование является незаменимым механизмом получения качественного образования. Информационные технологии удешевляют заочную форму обучения и стимулируют учащихся, особенно одаренных детей, повышать свой уровень знаний по тем или иным предметам. Дистанционное образование важно для детей, которым по каким-то причинам мы не можем обеспечить полноценное образование в обычных условиях школы
Необходимо дистанционное образование для начального, среднего, профессионального и высшего образования, для социальной реабилитации детей-инвалидов. Дистанционное образование представляет реальную возможность получения качественного образования без непосредственного проживания в городе, в котором человек собирается учиться. Доступ к информационным ресурсам библиотек - это тоже проблема, которую можно решить с помощью информационных технологий.
При использовании этих технологий складывается новая (!) организация работы самого обучаемого. Если при традиционном подходе студент слушает лекции, ведет конспекты, посещает библиотеки, семинары, то он фактически встроен в организованный учебный процесс. В ситуации дистанционного образования студент должен сам себе организовать и получить необходимый уровень знаний, который может быть проверен с помощью системы тестирования
. Т. о. акценты смещаются в сторону САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы, и для студента такая форма обучения может быть более экономичной по сравнению с традиционной. В перспективе, студент может получить образование в любом университете Калифорнии, Сиднее, Москве и т. д.
Обучение на расстоянии относится к способу доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения, а учение на расстоянии – самостоятельной работе при любой форме обучения. Пример успешного телеобучения. В течение двух лет группа студентов Московского института электронного машиностроения, не покидая Москвы, проходила подготовку для получения дипломов магистров Университета штата Нью-Йорк. В проекте, которым руководил В. П. Кашицин (37-74), студенты получали учебные материалы от американских профессоров в виде книг и видеофильмов, а текущие задания и отчеты о проделанной работе передавались по электронной почте. Зачетные сессии проводились в режиме компьютерной видеоконференции (использовались студии ИКИ РАН), а дипломные работы защищались в режиме компьютерной видеоконференции в реальном масштабе времени. (Это первый успешный эксперимент такого рода в нашей стране).
Хорошим примером телеобучения может служить готовящейся объединенными усилиями педагогов Москвы и Барнаула учебный курс для методистов образовательных телекоммуникационных сетей. Телекурс предлагается всем русскоговорящим педагогам вне зависимости от места их проживания, имеющим:
Ø требуемый уровень специального образования (определяется документами об образовании и педагогическом стаже, а также вступительным текстом, проверяющим навыки работы с компьютером),
Ø регулярный доступ к компьютеру и глобальной компьютерной сети, другим необходимым техническим средствам (видеокамера и видеомонитор, сканер, принтер и т. п.)