Дифференциация проблемных ситуаций, провоцируемых учителем и способы их эффективного разрешения.
Несмотря на то, что трехчастное замечание из «Словаря принца» вызывает меньшую защиту школьника, тем не менее никому не нравится быть причиной негативных чувств другого человека. Даже самое лучшее подобное замечание приводит к тому, что ученик начинает чувствовать удивление, сожаление, расстройство. В конце концов ему громко, открыто и ясно сообщили, что его поведение неприемлемо, составляет проблему для учителя и вызывает у него отрицательные эмоции. В этом случае проявляется проблема у ребенка.
Это очень важный момент — перемещение проблемы из зоны принадлежности учителя в зону принадлежности ученика. Как только вы заметите по невербальным и вербальным признакам, что проблема уже не ваша, следует немедленно поменять тактику собственного поведения. Мы опять возвращаемся к уже рассмотренным способам из «Словаря принца» — пассивному и активному слушанию,
сообщению о переживаемом. Короче — к поддержке и консультированию, помощи ребенку, у которого теперь возникла проблема. Это еще раз демонстрирует школьнику, что педагог его понимает и принимает.
Попытки применения трехчастного замечания без изменения тактики, без переключения позиции не будут эффективны:
У.:
Лера, твои опоздания создают мне проблему. Когда ты приходишь поздно, я должен остановиться и перестать делать то, что я делаю. Это отвлекает и расстраивает меня. (трехцветное замечание из «Словаря принца»).
Ш.:
(опускает глаза, переминается, говорит тихим голосом) Да я, понимаете, у меня было столько дел, что я просто не успевала вовремя .
У.:
Это, возможно, так, но я не могу больше не обращать на это внимание. Я не могу учить, когда меня прерывают, (второе замечание из «Словаря принца»).
Ш.:
(выпрямляется, говорит более громким голосом) Ну, я не понимаю, почему вы придаете этому такое значение. Я опоздала всего на несколько минут. Это не так уж важно.
У.:
Когда ты так говоришь, я чувствую, что ты меня не уважаешь, (третье замечание из «Словаря принца»).
Ш.:
Да что Вы, Борис Кузьмич, это вовсе не так. Вы просто делайте вид, что вы не замечаете меня, когда я опаздываю и прохожу на место, всех-то и делов!
У.:
Не указывай, как мне себя вести! С сегодняшнего дня ты должна являться вовремя! (замечание из «Словаря лягушки»).
Ш.:
(идет на место с гордо поднятой головой. Говорит громким шепотом) Ну и зануда!
В этой ситуации учитель после первого же ответа ученицы должен был увидеть, что она приняла ответственность за проблему на себя. Однако он этого не сделал, в результате ученица отказалась от этой ответственности. Обе стороны почувствовали раздражение.