Дифференциация проблемных ситуаций, провоцируемых учителем и способы их эффективного разрешения.
Описывать ситуацию, неприемлемую для вас, сообщать только факты не так уж просто, нам постоянно хочется внести в это описание свое личное отношение к фактам. Сравните, что получается в этом случае с вышеприведенными примерами первой части трехчастного замечания:
— Когда я вижу, что не могу доверять некоторым несознательным ученикам .
— Когда вы проявляете такую нечестность по отношению друг к другу .
— Когда я вижу, что вы настолько ленивы,
что
оставили мусор на партах .
— Когда вы скачете по классу, как дикие звери .
Хотя эти замечания сходны по форме с трехчастными из «Словаря принца», на самом деле они принадлежат «Словарю лягушки» и не будут эффективными. Первая часть замечания должна содержать только описание фактов и ничего более.
Эта часть всегда должна начинаться с «Когда»,
либо это «Когда» должно явно подразумеваться. Это необходимое условие. Ведь вы отнюдь не все время огорчены поведением данного школьника, а только в определенных случаях. Именно этот преходящий характер вашего недовольства и необходимо донести до ученика. Поскольку и принц временами ведет себя несоответственно ситуации, и оттого, что ему на это укажут, он не перестанет быть принцем. Но все время можно быть недовольным только лягушкой, именно из-за этого различия так важно показать школьнику, что вы считаете его принцем, который неэффективно повел себя и у которого есть потенция к изменению своего поведения на более адекватное в подобных ситуациях. Если ситуация не специфицируется, то ребенок ощущает себя лягушкой, которая, чтобы она ни делала, всегда ошибается.
Делая замечания из «Словаря принца», вы фокусируете внимание на специфическом поведении. Делая замечания из «Словаря лягушки», вы фокусируете внимание на личности ученика. В первом случае ребенок чувствует, что его принимают, во втором случае — нет.
Когда вы сообщаете, что недовольны ребенком вообще, он не знает, что делать, для того, чтобы завоевать ваше расположение. Когда вы сообщите о конкретном поведении, у него есть направление к изменению.
Вторая часть
трехчастного замечания является, пожалуй, самой сложной для большнства учителей. В ней опи сывается тот конкретный и ощутимый эффект, который будет иметь неприемлемое поведение школьника, указанное в первой части для учителя.
— Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (безоценочное описание ситуации), возникает сквозняк и на меня сильно дует (значимый эффект) .
— Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (значимый эффект) .
Что мы имеем в виду, когда говорим о «значимом и конкретном
эффекте»? Многие попытки преподавателей сделать трехчастное замечание заканчиваются провалом из-за того, что учитель не может сформулировать этот эффект таким образом, чтобы и школьник считал его существенным. Ученик может думать: «Действительно, во многих школьных помещениях сквозит, ну и что?» Либо он предлагает: «О, в такую теплую погоду сквозняк не страшен».