Приложение. Тренинг эффективного профессионально-педагогического общения.
Наблюдение за работой учителей.
Пронаблюдайте за тем, как ваш коллега учитывает особенности восприятия познавательного материала учащимися данного возраста на уроке, как он использует запланированные методы.
Проанализируйте логику решения целей урока, какие приемы общения использует учитель и насколько они адекватны методике преподавания и методической структуре воздействия в целом.
Сравните план урока и процесс его непосредственного развития, найдите отклонения, определите, насколько соответствует 'запланированным методам система общения на уроке. Попытайтесь определить стиль общения педагога с классом и степень управления им педагогическим общением.
Попытайтесь определить настроение учителя на уроке и его возможности в управлении своим самочувствием.
Попытайтесь определить элементы целесообразного педагогического переживания в общении на уроке.
Эти наблюдения проводятся непосредственно в школе, но можно использовать и специально отснятые кинофрагменты. В этот же раздел мы включили занятия по развитию навыков педагогической наблюдательности, педагогического зрения и внимания при наблюдении. Можно проводить все эти упражнения в одном и том же классе, так как лучшее знание учащихся поможет понять целенаправленность действий учителя, способствует устранению шаблона в педагогической деятельности. Полезно посещать уроки разных учителей. Это дает возможность выявить особенности «педагогического почерка» учителя, его творческую педагогическую индивидуальность.
Тренировка педагогической наблюдательности.
Определите эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состояния— удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т. п.); определите эмоциональное состояние детей с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам; определите эмоциональное состояние группы детей, эмоциональное состояние класса во время урока, эмоциональное состояние отдельных учащихся. Сопоставьте свои наблюдения с информацией классного руководителя.
Выявление и решение педагогической задачи:
а) Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Например, наблюдая за учеником Н., зафиксируйте все случаи, когда он отвлекался, когда работал наиболее интенсивно.
Пронаблюдайте за активностью учащихся при объяснении нового материала. Постарайтесь по их внешнему виду определить,. как они усвоили новый материал. Все ли учащиеся работали одинаково активно? Кто был менее активен, на каких этапах урока? Соответствуют ли план урока и методика возможностям данного класса?
б) Развитие умений оценить свои действия. Какие ваши действия привели к разрешению (неразрешению) педагогической задачи? Проанализируйте свои запланированные и импровизационные действия на уроке, приспособления, использованные при общении. Выделите положительное и спорное в вашей методике педагогического общения. Дайте целостный коммуникативный анализ урока (стадии общения, система приспособлений, решение неожиданно возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответствие стиля общения состоянию класса, опора на коммуникативную атмосферу предыдущего урока и т. п.).