Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме

Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов, средств их нравственной коррекции, необходимо провести границу между нарушением и нормой… Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З. Фрейд высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нор­мальные» образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи, стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выде­ления критериев «нормы/патологии». Такие критерии имеются, и надо лишь учесть, что конкретный ребенок – это уникальный, неповторимый случай, по­этому диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет со­бой сложную работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного ребенка.

Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:

1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда ока­зывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те де­градируют либо замедляют свое развитие.

2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при на­блюдении за действиями и словами, которые соответствуют или не соответствуют признанной морали в обществе. Если же трудновоспи­туемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство и т.п. про­являются не в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет), то необходимо исследовать причину появления таких норм поведения у ребенка. Возможно, они свидетельствуют о каких-либо нарушениях.

3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к су­жению круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимо­действовать (например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет социометрический статус отверженного…

4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитатель­ных воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений ока­зывается первичной, по отношению к собственно нравственному вос­питанию.

5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности явля­ются нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не проявляться, в нравственной сфере личности детей.

Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений, можно классифицировать их по двум основаниям. Критерии для такого раз­деления могут выступать:

1) Характер причин нарушений.

Причины могут быть «внешними» или «внутренними». Соответственно, нарушения – первичными и вторичными.

«Внешними» причинами можно считать различные негативные воздей­ствия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружаю­щими людьми (нарушение отношений в семье или в детском саду, в школе).

Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нару­шенной части психики на здоровую…

2) Характер появления нарушения.

Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.).

В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида нарушений.

1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после того, как случайно собака испугала ребенка).

2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в пси­хике ребенка социально-важных структур: социально-позитивных мо­тивов, способности к сопереживанию и т.д.

Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вто­рым. Так, например, негативные отношения с родителями могут не только приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формирова­нию у него различных эмоциональных нарушений (страхов, агрес­сивности и пр.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6