Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме
Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов, средств их нравственной коррекции, необходимо провести границу между нарушением и нормой… Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З. Фрейд высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нормальные» образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи, стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выделения критериев «нормы/патологии». Такие критерии имеются, и надо лишь учесть, что конкретный ребенок – это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного ребенка.
Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:
1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замедляют свое развитие.
2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при наблюдении за действиями и словами, которые соответствуют или не соответствуют признанной морали в обществе. Если же трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет), то необходимо исследовать причину появления таких норм поведения у ребенка. Возможно, они свидетельствуют о каких-либо нарушениях.
3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать (например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет социометрический статус отверженного…
4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно нравственному воспитанию.
5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.
Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не проявляться, в нравственной сфере личности детей.
Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений, можно классифицировать их по двум основаниям. Критерии для такого разделения могут выступать:
1) Характер причин нарушений.
Причины могут быть «внешними» или «внутренними». Соответственно, нарушения – первичными и вторичными.
«Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми (нарушение отношений в семье или в детском саду, в школе).
Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую…
2) Характер появления нарушения.
Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.).
В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида нарушений.
1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после того, как случайно собака испугала ребенка).
2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в психике ребенка социально-важных структур: социально-позитивных мотивов, способности к сопереживанию и т.д.
Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вторым. Так, например, негативные отношения с родителями могут не только приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.).