Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме
Кроме умения хорошо выслушать детей, находящихся в состоянии стресса или депрессии, нужно научиться внимательно наблюдать. Часто истинная причина эмоциональных проблем детей намеренно или случайно маскируется их видимым поведением.
Например, дети, огорченные потерей одного из родителей в результате смерти или развода, могут подсознательно выбрать агрессивное поведение, а не быть подавленным, как можно предположить;
4. родители должны обдумать, что можно сделать, чтобы дети чувствовали себя лучше: когда родители точно знают, как чувствуют себя дети и, в какой-то мере, почему они себя так чувствуют, им следует спросить своих детей мнение о том, что можно сделать, для облегчения этих чувств или для изменения ситуации, вызывающей их.
Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно делятся на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые обучают, как справится с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию. Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабоченность какой-либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях наилучший эффект достигается сочетанием тех и других средств;
5. избегать косвенным образом способствованию стресса, чрезмерно опекая или воздействуя на детей.
Хотя родителям и следует проявлять особое внимание к эмоциональному состоянию детей, когда у них имеются признаки стресса или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую попадают дети. Заботливые родители должны не сами преодолевать стресс и депрессию детей, а помочь им справиться с ними самостоятельно.
Следует перечислить возможные ситуации, приводящие к стрессу. Например, для детей от 11 до 13 лет:
Ø переезд семьи;
Ø изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);
Ø ссоры, развод родителей;
Ø оценки и контрольные работы в школе;
Ø деньги и решения о покупках;
Ø игры и спорт;
Ø внешность;
Ø чувства, связанные с полом, и физические изменения;
Ø наркотики (избегание, выбор или прием);
Ø признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе, спорте;
Ø популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;
Ø справедливость в отношениях с другими;[45].
Стресс и депрессия являются не единственными последствиями травмирующей психику ситуации. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде.
Гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристаллизовывается», становится «над ситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается «поломкой» системы само регуляции [45].
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против напоминания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении… Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз.