Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме

Кроме умения хорошо выслушать детей, находящихся в состоя­нии стресса или депрессии, нужно научиться внимательно наблю­дать. Часто истинная причина эмоциональных проблем детей наме­ренно или случайно маскируется их видимым поведением.

Например, дети, огорченные потерей одного из родителей в ре­зультате смерти или развода, могут подсознательно выбрать агрес­сивное поведение, а не быть подавленным, как можно предположить;

4. родители должны обдумать, что можно сделать, чтобы дети чувство­вали себя лучше: когда родители точно знают, как чувствуют себя дети и, в какой-то мере, почему они себя так чувствуют, им следует спросить своих детей мнение о том, что можно сделать, для облегче­ния этих чувств или для изменения ситуации, вызывающей их.

Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно де­лятся на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые обучают, как справится с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию. Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабо­ченность какой-либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях наилучший эффект достигается сочетанием тех и дру­гих средств;

5. избегать косвенным образом способствованию стресса, чрезмерно опекая или воздействуя на детей.

Хотя родителям и следует проявлять особое внимание к эмоцио­нальному состоянию детей, когда у них имеются признаки стресса или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую попадают дети. Заботливые родители должны не сами преодолевать стресс и депрессию детей, а помочь им справиться с ними самостоя­тельно.

Следует перечислить возможные ситуации, приводящие к стрессу. На­пример, для детей от 11 до 13 лет:

Ø переезд семьи;

Ø изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);

Ø ссоры, развод родителей;

Ø оценки и контрольные работы в школе;

Ø деньги и решения о покупках;

Ø игры и спорт;

Ø внешность;

Ø чувства, связанные с полом, и физические изменения;

Ø наркотики (избегание, выбор или прием);

Ø признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе, спорте;

Ø популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;

Ø справедливость в отношениях с другими;[45].

Стресс и депрессия являются не единственными последствиями травми­рующей психику ситуации. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде.

Гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реак­ция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристаллизовывается», становится «над ситуативным», по­стоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невроти­ческих симптомов считается «поломкой» системы само регуляции [45].

Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследст­венность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в ок­ружающей его среде.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против напоминания взрослых, из-за неудов­летворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответст­вующем поведении… Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимо­стью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в кото­рой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6