Пришел, увидел и...
Театр - прекрасная возможность для классного руководителя лучше понять своих детей.
Педагогика и театр. Искусство воспитания и обучения и искусство представления и перевоплощения. Эти понятия уже немыслимы друг без друга. Режиссура К.С.Станиславского вмещала в себя и педагогику. В основе его системы подготовки артиста лежала "майевтика" - сократовский метод воспитания, искусство выхаживания собственного самостоятельного творчества.Театр обладает огромной воспитательной силой. Магия сцены способна вершить настоящие чудеса: переносить зрителей во времени и пространстве, научить глубже чувствовать, понимать самих себя и друг друга.
Театр - это прекрасная возможность для классного руководителя, да и для родителей сблизиться с детьми, лучше их понять и достичь взаимопонимания. Многие школьные библиотекари отмечают, что после посещения театра читательские интересы школьников активизируются и возрастает спрос на литературу, хотя бы косвенно связанную со спектаклем. А учителя-словесники говорят, что театр помогает ребятам анализировать то или иное произведение.
Hо чаще всего приходится сталкиваться с другим: от классного руководителя требуют определенного количества мероприятий, и он выбирает самое, на его взгляд, легкое - поход в театр. Приходилось ли вам слышать категорический отказ театрального администратора, узнавшего, что вы хотели бы приобрести билеты для класса? Театры стали бояться школьников, точно зная, что их присутствие в зрительном зале обеспечит срыв спектакля. Почему? Видимо, дети, оказавшись в театре той же толпой, что и в школе, не могут перестроиться на другой уровень общения. Зал забит школьниками - гул почти не прекращается. Неужели им неинтересно? Почему они себя так ведут?
В театр пришло видеопоколение: смотрю - пью пиво - комментирую. Эти мальчики и девочки безошибочно определяют вид оружия в боевиках и детективах, но не умеют смотреть и воспринимать искусство, не могут позволить себе роскоши сопереживания и сострадания. Внезапно зал затих, услышав со сцены: "Имей сердце, имей душу". Вот тогда понимаешь: не дети виноваты в своей непролазной глухоте к искусству, а их родители и учителя, причем учителя, пожалуй, даже в большей степени. Ведь именно они устроили этот культпоход в театр, поставив плюсик или галочку в свой план воспитательной работы. Смешно в очередной раз повторять, что любое посещение театра необходимо тщательно готовить. Лень, нехватка времени, нежелание заставляют идти кратчайшим и простейшим путем. Но такова участь классного руководителя - не работать, а "пахать" в поте лица во имя и во благо.
Конечно, было бы просто идеально посмотреть спектакль сперва самому. Но если это очень сложно, можно ограничиться сбором информации о театре, спектакле, режиссере и актерах. Чаще всего ребят ведут на программные произведения: "Недоросль", "Ревизор", "Горе от ума", "Вишневый сад" и т.д. Но иногда знакомство с театром лучше начинать пусть даже не с программного, зато с яркого и запоминающегося спектакля.
Второй шаг - подготовить и настроить ребят, рассказав им об истории и репертуаре этого театра, режиссере спектакля и актерах, играющих в нем, театральной судьбе пьесы, культуре и исторической обстановке, изображенной в ней. Но даже после такой беседы еще нельзя ехать в театр. Для того чтобы восприятие ребят было более точным и глубоким, можно дать им задания. Например:
- обратить внимание на декорации, костюмы, музыку, световое оформление;
- обратить внимание на какую-либо деталь;
- обратить внимание на трактовку роли или всей пьесы;
- проследить за реализацией режиссерского и авторского замысла;
- исследовать характер героя;
- сравнить с другими постановками и т.д.
Но даже и это еще не все. Хорошо бы познакомить ребят с театральным словарем (буфет, а не столовая; фойе, а не коридор; кресла, а не сиденья; а еще - партер, бельэтаж, амфитеатр, кулисы, оркестровая яма, рампа, авансцена и др.). Живой интерес, особенно у младших школьников, вызывает игра "Мы пришли в театр", где юные зрители проигрывают все "опасные" моменты, связанные с культурой поведения в транспорте и в театре. Но главное - создать атмосферу праздника, а не очередного обязательного мероприятия.