Инициативность вместо чувства вины
Ребенок, которому удалось преодолеть первый в жизни серьезный внутренний конфликт между чувством вины и ощущением собственной независимости, знает, что он существо, отличное от других. У него формируется и развивается положительное восприятие себя как личности. Новое качество – независимость – в сочетании с более развитыми физическими и умственными способностями, речевыми навыками, умением в определенной мере контролировать свои эмоции, заметно обогатившимся опытом социального общения – все это создает ощущение власти над собой и над ситуацией. Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся все более инициативными, энергичными и в целом оптимистически настроенными. В то же время им приходится усваивать и подчиняться социальным нормам и правилам, согласно которым живут окружающие их люди. Например, если раньше родители многое делали за ребенка, то теперь у него есть определенные обязанности: самостоятельно умываться, одеваться, ухаживать за цветами и домашними животными, содержать в порядке свой уголок, помогать в работе по дому. Кроме того, они не должны ссориться и драться, трогать чужие вещи без разрешения и т.п. Эти правила необходимо объяснить ребенку, прежде чем требовать их выполнения.
Детям, воспитывающимся в условиях вседозволенности, трудно научиться контролировать свое поведение, подчиняться правилам, установленным в обществе. В результате растет конфликтность, суть которой точно выразил Эриксон формулой «инициатива против чувства вины». Она возникает потому, что новые, сформировавшиеся способности позволяют детям что-то придумывать, изобретать, подчас ставя себя в такое положение, когда они сами не знают, как поступать, какие формы поведения выбрать, т.е. оказываются не в состоянии контролировать себя. В подобных ситуациях они нередко совершают поступки, не одобряемые не только родителями, но и более широким социальным окружением. В таких ситуациях, как Правило, и возникает чувство вины и страха.
Чувство вины может проявиться у ребенка и в том случае, когда, как ему кажется, он своим поведением, успехами и т.д. не оправдывает родительских ожиданий и надежд, а также тогда, когда он понимает, что своими поступками посягнул на права других. Пределы собственных физических и умственных способностей ещё не всегда осознаются детьми, и иногда им невероятно трудно сдержать порывы буйной фантазии и игру физических сил.
Ребенок боится даже воображаемых наказаний, особенно физических. Дети, для которых постоянные телесные наказания стали привычными часто испытывают страх даже тогда, когда они ещё только размышляют, сделать что-то или нет.
Наконец, причиной страха, чувства вины могут быть изменения в отношениях между родителями и детьми. Дело в том, что в этом возрасте привязанность детей к родителям противоположного пола сменяется привязанностью к родителям одного с ними пола. Но ребенку трудно дается усвоение норм и правил поведения, на которые он теперь должен ориентироваться, и, как утверждает Эриксон, этот процесс также может служить источником формирования чувства вины.
Дети, которые могут самостоятельно или с помощью взрослых быстро и безболезненно преодолеть эти трудности, становятся более ответственными, они легче и с большим удовольствием переходят на следующую ступень познания окружающего мира. Они учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и для тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать у детей неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль, которые будут постоянно мешать проявлению самостоятельности и ответственности. У таких детей подчас не удается сформировать понятие совести, умение постоять за свои и чужие интересы, желание расширять свои знания о мире. Они готовы выполнять все ограничивающие их поведение правила, надеясь таким образом избежать возникновения чувства вины. В результате вырастают люди, которые жестко требуют и от других такого же неукоснительного выполнения всех ограничивающих свободу правил и норм.
Дети с гипертрофированным чувством вины становятся менее активными и инициативными, их чаще преследуют неудачи и насмешки окружающих, их реже хвалят родители и другие взрослые, меньше поощряют за проявления добрых чувств и т.д. Этим детям труднее преодолеть конфликт между инициативностью и ощущением вины, который сковывает их лучшие порывы. Без помощи родителей и других взрослых им редко удается преодолеть формирующийся комплекс неполноценности. Эриксон отмечает, что в потенциале каждый ребенок обладает неистощимым запасом энергии, что помогает легко и быстро забывать о неудачах, преодолевать огорчения и стрессы. Дети «стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально приемлемые рамки».