Содержание и методика работы по обучению детей правильному звукопроизношению с использованием малых форм фольклора на этапе “автоматизация звуков”
Цель:
улучшить, сформировать качество звукопроизношения при помощи малых форм фольклора.
На подготовительном этапе и этапе по постановке звука нами была проведена работа по подготовке речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, дыхания. Мы использовали различные игры на звукоподражание (“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик?”).
Предлагали детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”, пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. В своей работе мы использовали тексты сказок из книги Н.А. Герман и М.Г. Генинг “Воспитание у дошкольников правильной речи”. В книге даются в интересной детям форме четкие указания в отношении артикуляционного уклада. Так в “Сказку веселого язычка” включается рассказ о звуке. Знакомя детей со звуком, мы связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж-жужжание жука). Например, когда мы рассказывали детям сказку “О веселом ветре”, мы попросили детей внимательно смотреть на нас и повторять, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям представление об артикуляционном укладе. Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все дети старались подражать правильно. При обучении звукопроизношению мы опирались на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический).
Систематически поясняя о положении органов артикуляционного аппарата, старались выработать у детей привычку не только слушать нас, но и смотреть и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками – свистящими и шипящими и сонорными звуками объясняли артикуляцию. Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком. Формирование звуковой стороны речи мы осуществляли в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитание всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. Главную роль мы отводили специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Свои занятия мы дополняли и взаимодействовали со специальными упражнениями вне занятий.
Для развития речевого дыхания проводили с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.
Не все дети сразу справлялись с заданием. Некоторые напрягались, раздували щеки и не могли сдуть лежащую пушинку. Дыхательные упражнения помогают ребенку научиться правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание мы обращали на то, чтобы дети не напрягались и не уставали. Упражнения проводили сидя, не более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.). Для развития речевого слуха, слухового внимания проводили с детьми следующие игры: “Угадай, как надо делать”. Произнося в разном темпе фразы: “Мелет мельница зерно”, “Дети плавали в реке” и д.р., дети выполняют подражательные движения. “К кому пришел, от кого ушел волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал – козлята, волчата или охотник. “Угадай, кто позвал”, “Эхо” и д.р. В индивидуальной работе использовали артикуляционную гимнастику: облизывание языком верхней и нижний губы, “Вкусное варенье”, учили детей делать язык “жалом”, “широкой лопаткой”.