Выработка каллиграфии при помощи прописи-раскраски
Запись новой буквы и ее элементов в плоскости рисунка превращает монотонное повторение одинаковых элементов в увлекательное занятие — «раскрашивание картинки». Дети с увлечением прописывают несколько десятков одинаковых элементов и букв, практически усваивая не только силуэт, но и порядок написания изучаемой буквы, достигая определенной степени автоматизации письма уже в период ознакомления с новой буквой, после чего работа в программной прописи для I класса сводится к соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами.
Ученики, выполнившие работу раньше других, имеют возможность заняться штриховкой рисунка цветными карандашами, а учитель занимается индивидуальной работой с остальными учащимися. (Хотя работа по штриховке рисунка обычно планируется в качестве домашнего задания.)
По окончании работы в прописи-раскраске учитель проводит обобщение, еще раз обращая внимание учащихся на силуэт изученной буквы (в большом овале) и ее звуковой состав, предлагая записать звуки, которые обозначает данная буква, в окружностях (гласные) или квадратах (согласные), расположенных рядом.
Приведу фрагмент урока письма с использованием прописи-раскраски.
Тема урока:
Письмо строчной буквы б.
1. Вводная чисть. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Инструктаж о различии правильной посадки при письме и во время выполнения устных заданий.
2. Работа над новым материалам. Ознакомление со строчной буквой б с использованием прописи-раскраски.
1) Актуализация знаний учащихся.
— Давайте вспомним скороговорку, которую мы учили на уроке чтения. (Белые бараны били в барабаны.)
Кто из вас сможет сказать эту скороговорку быстрее всех?
А кто догадался, какую букву мы будем учиться писать на этом уроке?
Как вы узнали, что сегодня мы научимся писать именно букву б?
Найдите печатную букву б в разрезной азбуке и поставьте ее на наборное полотно. Какие звуки обозначает буква б?
В каком слове из нашей скороговорки буква 6 встречается дважды?
2) Поиск слова-картинки в прописи-раскраске.
— На наборное полотно мы поставили печатную букву б, а какую букву мы будем искать в прописи-раскраске?
Правильно. Но найдете письменную букву 6 вы только тогда, когда разгадаете мою загадку:
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Найдите в прописи страничку с изображением бабочки. Назовите номер странички.
3) Составление слого-звуковой модели слова бабочка и выделение звука |б|.
— Произнесите звук, выделенный в нашей схеме.
Б А Б О Ч К А
Есть ли в слове бабочка еще такой же звук [б]? В каком слоге он находится? Какой по счету (в слоге и в слове)?
Выделите второй звук [б] так же, как он выделен в начале схемы.
4) Инструктаж о положении прописи на парте, ручки в руке и правильной посадке во время письма.
5) Ознакомление со строчной буквой б и ее элементами.
— А сейчас внимательно рассмотрите букву б и ее элементы над схемой слова бабочка. Потом я задам вопросы и проверю, все ли были внимательны.
Какую букву мы будем изучать: строчную или заглавную? Почему вы так решили?
Из каких элементов состоит строчная буква б и в каком порядке они пишутся? Как вы думаете, нужно ли делать отрыв при написании строчной буквы б? (Овал. переходящий в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону.)
Напишем букву б (поэлементно и целиком) сначала в воздухе, а затем последовательно обведем элементы и букву целиком по образцу над звуковой схемой.
6) Упражнение в написании буквы б и ее элементов в плоскости рисунка прописи-раскраски.
— Теперь мы знаем, что строчная буква б состоит из овала, переходящего в прямую линию с плавным поворотом в правую сторону, и можем поупражняться в написании новой буквы.
Как вы думаете, какой элемент мы будем прописывать сначала? (Овал, так как он является первым элементом строчной буквы 6.)
Сначала пропишите овал. переходящий в короткую прямую линию в верхнем крылышке бабочки. Начинайте с выделенной точки и ведите овал в левую сторону. После того, как вы обведете все овалы, напишите несколько таких же элементов самостоятельно, так, чтобы получился красивый узор.