Композиционные правила построения художественного произведения.
После завершения этапа организации тематической выставки, который включает процесс обдумывания ее содержания, сбор материалов и т. д., можно переходить к следующему, не менее ответственному этапу непосредственного воплощения своих замыслов — к созданию наглядной, художественно-образной формы выставки.
В этот период очень полезно вспомнить ряд композиционных правил, обобщающих многовековой опыт создания художественных произведений в живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся, занимающиеся оформлением выставок, в некоторой степени уже владеют навыками создания зрительного образа, сформированными в процессе выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. Эти навыки являются опорными для овладения знаниями из области оформления выставок.
Создание художественного образа выставки — специфическая задача, но в основе ее лежат те же процессы, что и при работе, например, над тематическим рисунком.
Для воспитания у учащихся способности создавать зрительный образ особое значение имеет постоянное углубление их аналитико - синтезирующего мышления. В качестве зрительных опор, под воздействием которых происходит формирование образного мышления, обогащение зрительной памяти, осмысленный отбор главного и т. п., выступает ряд факторов. Среди них особое место принадлежит знанию композиционных правил, которые вобрали в себя наиболее типичные закономерности образно-пластического отображения любых жизненных явлений. Поиск образа — это прежде всего задача композиционная; и сведения по теории необходимы для реализации всякой интересной идеи по оформлению выставки.
А. А. Дейнека писал, что композиционные правила образуют метод изобразительного построения. В книге «Учитесь рисовать» он сформулировал девять постоянных правил, на основе которых строятся двухмерные и трехмерные изображения:
1) правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии пропорции, частей и целого организма;
2) правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения, равновеликих по массам;
3) правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции;
4) правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени;
5) правила перспективы применительно к различным композиционным решениям — по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной), воздушной;
6) «золотое сечение» и ордер как закономерные членения в архитектуре;
7) масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине;
8) стилевое единство в ансамбле — в сочетании нескольких видов искусства;
9) вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.
При возможности учащихся можно познакомить и с некоторыми другими законами композиции, беря за основу удачные произведения, основываясь на высказываниях выдающихся художников, специалистов в области методики преподавания изобразительного искусства.
Со всеми перечисленными выше композиционными правилами учащиеся в большей или меньшей степени знакомятся с I по VI класс, изучая предмет «Изобразительное, искусство». Рисуя с натуры, выполняя упражнения по тематическому и декоративному рисованию, рассматривая произведения выдающихся художников, они начинают понимать, как влияет применение указанных правил на выразительность, художественность, образность решения поставленной задачи.
Посмотрим на некоторые из этих правил с точки зрения решения образно-оформительских задач.
Едва ли не одним из самых древних приемов, используемых в живописи, рисунке, является симметрия. Основывается этот прием на многочисленных примерах «равностороннего» построения форм в природе (тело человека, многие листья, цветы, плоды и т.п.). Симметричной композиции свойственна строгая уравновешенность сторон. Поэтому организованная по симметричной схеме экспозиция производит впечатление спокойствия, торжественности, величия. Центр симметрично построенной композиции выставки или отдельного стенда создается за счет наиболее выразительного рисунка, фотографии, слайда, декоративно решенного символа.
Размещение в центре наиболее выразительного элемента композиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим закономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.
В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необходимого единства и равновесия). В композиции в целом обязательно должно быть ощущение равномерной, логически оправданной заполненности поверхности. Гармоничность, уравновешенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Они могут слать разную степень изобразительной насыщенности. Например, цветная фотография будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.