Композиционные правила построения художественного произведения.
Воспитанное композиционное чувство равновесия позволяет остро ощущать зависимость между размерами изображаемых объектов, их цветом и фактурой, находить между этими основополагающими средствами создания тот случай, когда прямоугольники помещаются друг над другом. Именно так на выставках часто располагают картины, стенды и др., а в самих стендах — заголовки, тексты, фотографии. Чтобы добиться ощущения динамики и одновременно устойчивости композиции, нужно опираться на описанный выше принцип: направление движения должны «возглавить» наименьшие прямоугольники. Площадь опорного прямоугольника должна быть наибольшей.
Среди прочих принципов теории композиции в оформительском искусстве целесообразно руководствоваться и принципом ритма, так как он содействует четкости, стройности и изяществу изображения.
Своеобразие композиционного приема ритма заключается в повторяемости элементов, из которых .составляется целостное художественное произведение. В зависимости от вида искусства, жанра, определенной направленности замысла автора содержание понятия «ритм» может проявляться в самых различных конкретно-образных решениях: ритмично чередуются основные фигуры композиции, их части, свет и тень, планы, цветовые акценты. Ритм может ощущаться в характере мазков, штрихов, в любых прикосновениях руки художника к своему произведению.
«Зрительная ритмика,— пишет К. Ф. Юон,— одна из важнейших составных частей композиционной культуры, овладение которой приводит искусство к многообразию его видов и форм. Зрительная ритмика возникает на почве творческих поисков художника, на почве глубинных чувств, дум, устремлений автора картины. Накал чувств и темперамент живописца получают свое непосредственное выражение в зрительной ритмике картины. Поэтому хорошо продуманная ритмика произведения становится тончайшим художественным качеством, которое во много раз повышает выразительность и ценность предмета искусства».
Ритм — обобщение многочисленных жизненных наблюдений, связанных с фиксацией движения. В использовании ритма как средства изобразительного творчества заключена возможность создания в художественном произведении образа движения (он присутствует во многих картинах и скульптурах). Ритмичность, повторяемость основных конструктивных и оформительских элементов — непреложное условие и удачно подготовленной тематической выставки.
Использование композиционных возможностей ритма полезно не только при решении крупномасштабных творческих задач. Обдумывая композицию скромного планшета, планируя размещение на нем различных элементов — фотографий, текста, цифр и т. д., полезно знать, что для длительного поддержания зрительского интереса можно создавать акценты посредством ритмичного размещения этих элементов.
Простейшие варианты ритма заключаются в чередовании двух или более элементов, в изменении размера или цвета. Наиболее эффектно постепенное увеличение или уменьшение какого-то элемента оформления, что подчеркивает нарастание или убывание определенного содержания (наиболее типичный пример—диаграмма).
Знание законов перспективы вооружает нас дополнительными средствами для создания наиболее ярких образных решений. Вид всех выставочных фрагментов композиции зависит (в дополнение ко всему сказанному) от их положения по отношению к зрителям.
В теории перспективы уровень глаз называют линией горизонта. Создавая выставки и другие формы наглядной агитации, мы постоянно должны учитывать линию горизонта зрителя, условия визуального восприятия. Пренебрежение ими, игнорирование перспективных сокращений могут привести к тому, что хорошо оформленный стенд будет смотреться искаженно и даже уродливо. Художественная практика знает такие случаи не только в области наглядной агитации, но и, например, в скульптуре. Фигуры, созданные без учета восприятия их с уровня определенного горизонта, будучи установленными на свои места, производили совсем не то впечатление, которое ожидалось,
Основные законы наглядной перспективы констатируют следующие особенности изменения видимых форм:
1) предметы, удаляющиеся от нас, кажутся уменьшающимися;
2) линии, параллельные плоскости земли, при удалении кажутся сходящимися на линии горизонта (например, железнодорожные рельсы, телеграфные провода);
3) линии, удаляющиеся от нас по понижающейся плоскости, кажутся сходящимися ниже линии горизонта;
4) линии, удаляющиеся по повышающейся плоскости, кажутся сходящимися выше линии горизонта.
Учет закономерностей перспективных сокращений подсказывает определение наилучших условий для восприятия выставки в целом и ее деталей. Максимальный размер обозреваемого объекта должен составлять часть расстояния от него до зрителя.