Словообразование имен существительных
На примере морфемного и орфографического разбора таких слов учащиеся осваивают значение чередования в определении родственных связей слов и их орфографии. Решение подобных морфемно-орфографических задач развивает языковое чутье, расширяет диапазон оперирования словом, облегчает подбор родственных слов и выделение морфем, понимание лексического значения корневой морфемы, выделение суффиксов, приставок. При условии систематического проведения полный морфемный разбор становится важнейшим фактором в формировании орфографической грамотности.
Заметим, что проведение полного морфемного разбора требует отработанной до уровня навыка техники. У каждого учащегося должно стать привычкой при решении морфемной задачи не только выделять в нужной последовательности все морфемы, но и указывать в скобках чередование. При этом слова, подтверждающие наличие чередования, могут записываться или называться устно. Например: песочек (ч // к — песок), дружочек (ж // г — друг, ч // к — дружок).
Для освоения орфограммы, связанной с выбором суффикса -чик- или -щик-, целесообразно сначала показать учащимся, что в ряде слов эти суффиксы совпадают в произношении. Так, например, мы произносим в конце слов бетонщик и грузчик одинаковое сочетание звуков [ш'ик]. А пишем эти слова по-разному. Различить их написание помогает знание правила о выборе суффикса -чик- или -щик-.
Такое начало урока наглядно покажет учащимся, почему и зачем нужно изучать правило о суффиксах -чик-, -щик-, заострит восприятие орфографических сведений.
Объяснение правила выбора суффикса -чик- или -щик- можно провести при анализе примеров, иллюстрирующих обозначение данной орфограммы (в Учебнике эта часть правила отсутствует), Учащиеся могут (с помощью учителя) сформулировать правило: «В существительных, обозначающих лицо, суффикс -чик- пишется после основ на д — т, з — с, ж». Для активизации самостоятельной мысли учащихся при изучении и применении правила, выработки внимания ко всем его деталям в упражнения Сборника включены слова с суффиксом -ик- и предшествующим ч в корне, что создает сходство с суффиксом -чик-: калачик, кирпичик; ряды слов, где суффикс -чик- не имеет значения лица, а придает названиям предметов уменьшительное значение: рукавчик, тюльпанчик и др. Разбор слов по составу, выделение словообразовательной морфемы, осмысление ее значения позволяют точно определить сферу применения изучаемого правила.
Повторное обращение учащихся к формулировке правила (для разгадки противоречивых, на первый взгляд, написаний: в словах пишется -чик- там, где «по правилу» должно быть -щик-) убеждает, что к словам, обозначающим предметы, а не лиц, это правило (о выборе суффикса) не относится.
Повышенная трудность этого задания определяет его место в предложенной последовательности упражнений: работа проводится после закрепления и тренировки в применении основного тезиса правила (о выборе суффикса -чик- или -щик-).
Поскольку указанная тренировка проводится на фонетической основе (путем сопоставления написания и произношения), приведенный в упражнениях дидактический материал может быть использован для повторения изученных ранее фонетических закономерностей (в частности, оглушения согласных), для развития речевого слуха учащихся. Они должны уметь выделять (слышать) те места в слове, где произношение и написание «расходятся». Это помогает осознавать и запоминать орфографический облик слова. В качестве приема работы здесь возможно и послоговое проговаривание.