Словообразование имен существительных
Выполнение заданий, посвященных написанию ь перед суффиксом -щик-, также важно проводить на фонетической основе, помогая учащимся соотносить произношение мягких согласных с отсутствием знака мягкости на письме (бетонщик, арматурщик).
Напомним необходимость четкого использования системы графических обозначений орфограммы (обозначить морфему, содержащую орфограмму; подчеркнуть орфограмму одной чертой; выделить причины ее появления и условия выбора написания двумя чертами).
Приступая к объяснению правила правописания гласных в суффиксах -ик- — -ек-, показываем учащимся причину, породившую необходимость изучать правило: суффиксы -ик- — -ек- в произношении не различаются. Чтобы в этом убедиться, удобно сопоставить по произношению ряды слов: калачик — платочек, ключик — комочек, ножик — овражек. Учащиеся делают вывод: раз эти суффиксы одинаково звучат, значит, нужно искать способ различить их на письме. Таким способом и вооружает нас правило.
Правило заучивается по Учебнику, закрепляется на материале упражнений, позволяющих осознать значение изучаемых суффиксов (уменьшительно-ласкательное); осмыслить необходимые графические обозначения основных признаков данной орфограммы, в том числе условия выбора написания.
Работа над данной орфограммой требует особого внимания к словам с чередованием звуков. Например, платок — платочек (к // ч). Длительной и кропотливой работой над словами с чередованием нужно формировать навык восприятия вариантов морфемы как одной и той же морфемы. Например, корень друг- — друж- — друз- (в словах: друг — дружба — друзья) имеет три варианта, но это один и тот же корень;
суффикс -ок- — -оч- (в словах: дружок — дружочек) — один и тот же суффикс.
Формулировка правила правописания о — е после шипящих в суффиксах существительных -онок- — -онк-, -еньк-, -ок- — -ек-предельно проста. Главная задача урока — в закреплении навыка безошибочного написания гласных после шипящих и в обобщении (сопоставлении) правил правописания гласных после шипящих в корне и суффиксе.
Попутно повторяется орфограмма-гласная в суффиксах -оньк- — -еньк-. В процессе тренировки уделяется внимание определению значения суффиксов (уменьшительно-ласкательного).
В § 81 Учебника дается общая характеристика приставочного и приставочно-суффиксального способов словообразования существительных. Эти сведения способствуют усвоению орфографии приставок, совершенствованию умений и навыков морфемного и словообразовательного анализа существительных, осмыслению антонимичного значения приставок.
В практику морфемного разбора включаются и такие случаи, когда в силу особенностей русской графики морфема в существительном оказывается «скрытой», как, например, суффикс -й- в слове бездорожье: дорога—бездорож [ й э ] (г // ж).
Такие случаи усложненного фонетико-морфемного разбора на основе данных в Учебнике образцов должны быть показаны учащимся. Однако не следует считать ошибочным и такой вариант разбора слова с суффиксом -й-: безоорожье. Это допущение возможно в школе.
На материале анализа существительных, образованных приставочно-суффиксальным способом, совершенствуется навык словообразовательного анализа. Например, при разборе слова подоконник сначала отделяется приставка — остается -оконник, затем отделяется суффикс — остается подокон-. Поскольку нет слов «оконник» и «подокон», делается вывод, что приставка под- и суффикс -ник присоединены к основе слова окно не поочередно, а одновременно, т. е. слово подоконник образовано с помощью приставки и суффикса — прнставочно-суффиксальным способом.