Переубеждение.
Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» — разрушение отрицательного.
Переубеждение
выступает как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направлено на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувство неудовлетворенности, отвращение к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, педагог помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной неудовлетворенности и изменить образ жизни осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют формированию социально ценного жизненного опыта. В детской среде иногда устанавливается неправильное отношение к нравственным требованиям взрослых, т. е. то, что мы называем антиидеалами (учиться отлично ненормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»). Поэтому двойки умного и способного школьника не влияют на его положение в коллективе; вести себя безукоризненно — значит быть паинькой.
Нормальный школьник должен иметь замечания от учителей, иначе его не будут уважать;
Обманывать учителя — признак ума и находчивости, не грех и разыграть товарища, даже смошенничать;
Пренебрегать правилами поведения в школе, быть «объектом» постоянной критики учителей может, по мнению многих трудных подростков, только человек с сильным характером.
Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.
Необходимо усиливать педагогический контроль за поведением тех учащихся, которые пытаются отстоять свои неверные убеждения. Классный руководитель, учителя должны предупреждать отрицательные действия и поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достигнуть, они разрушаются под влиянием здорового общественного мнения.
Отсутствие же контроля позволяет трудному и дальше поступать безнравственно. В этом случае взамен разоблаченных мотивов неправильного поведения подросток создает новые, сохраняя свои неправильные убеждения.
Словесные воспитательные влияния не дают положительного результата, если они не подкреплены новым практическим опытом трудновоспитуемого, реальными поступками и действиями окружающих. Из системы воспитания необходимо также исключить противоречия между словами и действиями учителей (угрожают, но не наказывают, обещают, но не выполняют, учат одному, а сами поступают иначе). Двойная мораль в ближайшем социальном окружении лишь укрепляет неверные установки и представления.
Подросткам, как и взрослым, трудно отказаться от сложившихся убеждений. Поэтому в процессе переубеждения неизбежны срывы и ошибки в поведении, деятельности и общении.
Перестройка неправильных убеждений требует длительных усилий педагогов. Общим условием ее эффективности является создание в зоне ближайшего социального окружения такой атмосферы, чтобы трудный почувствовал угрызения совести, огорчение от своего поведения.
Метод переубеждения эффективен в том случае, если он исходит от человека, авторитетного для подростка. Такому педагогу легче разрушить неправильные взгляды и установки воспитанника. Первоначально необходимо расшатать неправильные убеждения, а затем окончательно их перестроить.
Процесс расшатывания, требующий много времени и усилий педагога, включает ряд приемов:
· Побудить подростка к сравнению себя с другим, поближе познакомить с интересным для него человеком, который руководствуется противоположными взглядами (например, трудный не хочет учиться, а его знакомый много читает, изучает и работает на компьютере, не может сидеть без дела, получает удовольствие от работы и т. д.);
· Показать, куда в будущем могут привести трудного его неправильные взгляды и установки (например, рассказать о человеке, который страдал теми же недостатками и, в конечном счете, погубил свой талант, свою жизнь, потерял самое дорогое — свободу, честь, совесть);
· Довести до парадокса логику рассуждений подростка, отстаивающего свои убеждения (например, что будет, если все станут на такую же позицию);
· Создать воспитаннику условия для самораскрытия, т. е. предоставить возможность высказать все аргументы в защиту своих взглядов, а затем каждый аргумент опровергнуть.
Расшатывание убеждений может осуществляться и путем обсуждения коллективом действий и поступков трудного, критики отрицательного поведения, вытекающего из неправильных убеждений. Покажем это на конкретном примере.