Переубеждение.

Опыт показывает, что каждое неправильное убежде­ние разрушается медленно и преимущественно под влиянием сильных, ярких, неопровержимых фактов.

Перестройка убеждений завершается этапом их раз­рушения при одновременной замене неправильных взгля­дов подлинно нравственными представлениями, установ­ками и ценностями. Это наиболее важный этап пере­убеждения.

Для разрушения неправильных убеждений используются столкновение ценностей в духовном мире подростка:

· Хочется стать сильным, заниматься любимым видом спорта, но для

этого надо выполнять режим дня, добро­совестно учиться;

· Можно записаться в авто или мото­кружок, но для этого надо не иметь

двоек;

· Можно пойти в туристский поход на шлюпках, но надо стать дисцип-­

линированным, организованным, иметь примерное по­ведение.

Столкновение нравственных качеств педагога с непра­вильным поведением ученика: в ответ на грубость учи­тель проявляет сдержанность и вежливость, подчеркну­тое уважение личного достоинства подростка. Перестройка взглядов путем оказания подростку до­верия, уважения даже тогда, когда он совершает непра­вильный поступок.

Открытая борьба между неправильными убеждения­ми подростка и здоровым общественным мнением клас­са, построенная на аргументированном, с опорой на практический опыт детей опровержении каждого довода, из которого складывается неправильное убеждение.

В результате рационального и эмоционального воздействия посредством столкновения жизненного опыта подростка с опытом коллектива, авторитетных для него людей и одновременного противоборства взаимоисклю­чающих идей и осуществляется переубеждение.

Перестройка взглядов происходит эффективнее, если аргументы подростка не просто опровергаются, а вскры­вается причина их появления (откуда они взялись, по­чему именно, кто подобные взгляды распространяет).

Если удается найти аналогичные высказывания у отри­цательных героев литературных произведений, то сравнение должно быть весьма де­ликатным: «Подобную мысль уже не раз высказывали в прошлом (читается высказывание, указывается автор и источник). Задумайтесь, случайно ли взгляды некото­рых наших товарищей совпадают с этой точкой зрения?»

Очень важно, разрушая неправильные убеждения, сохранить некоторые правильные, но ложно толкуемые доводы, доказательства и сказать: «Здесь ты прав. Но ведь отсюда следует вот что, а не то, что ты предла­гаешь». Признание частичной правоты облегчает под­ростку отказ от неправильного в целом убеждения.

И еще одно требование к переубеждению: его связь с методами переучивания или «взрыва» и закрепление в опыте положительного поведения. Новый социально ценный опыт должен подтвердить те контраргументы, которые коллектив товарищей или педагоги использова­ли в переубеждении.

Деятельность на основе правильных нравственных убеждений должна, приносить удовлетворение и укреплять авторитет воспи­танника в глазах сверстников и взрослых.

В этом слу­чае подросток становится активным борцом против тех неправильных убеждений, которыми сам еще недавно руководствовался.

Перейти на страницу: 1 2