Методы поиска и исследований в преподавании физики
· Определять знак заряда или направления движения элементарных частиц по трекам на фотографиях
· Применять знания при решениях задач
Цели воспитания
· Проиллюстрировать принцип материальности мира и показать бесконечность процесса познания, показать границы применяемости теории и подчеркнуть идею относительности знаний
· Содействовать воспитанию патриотических чувств в ходе знакомства с работами ученых (Иваненко, Курчатов, Кельдыш, Ландау, Арсимович, Багов, Прохоров и многих других)
· Познакомить с ролью атомной физики в Научно – техническом прогрессе, способствовать экологическому просвещению
Блок 1
Урок 1 Лекция «Модель атома Резерфорда – Бора. Испускание и поглощение света атомами. Спектры лазер»
Урок 2 Семинарское занятие: Модель атома. Постулаты Бора
Урок 3 Спектры испускания и поглощения. Происхождение линейчатых спектров
Урок 4 Практикум. (Просмотр фрагментов, п/р наблюдение спектров)
Урок 5 Решение задач.
Урок 6 Зачет
· Модель атома Резерфорд – Бора
· Спектры испускания и поглощения. Происхождение линейчатых спектров
Блок 2
· Лекция. Протонно – нейтронная модель ядра атома. Ядерные силы энергетический выход ядерных реакций
· Семинарское занятие: Строение ядра атома, изотопы, энергия связи ядра атома
· Решение задач
· Зачет по теме: Строение ядра, изотопы, энергия связи ядра.
Блок 3
· Лекция: Радиоактивность. Свойства радиоактивных излучений. Радиоактивные превращения. Законы радиоактивного распада.
· Семинарское занятие: Радиоактивность, излучение и их свойства
· Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц
· Практикум. Опыты, наблюдения. Устройство и действие приборов
· Зачет.
· Радиоактивность.
· Методы регистрации заряженных частиц
Блок 4
· Лекция: Деление ядра урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
· Семинарское занятие: Цепная реакция. Термоядерные реакции. Успехи, перспективы. Экологические и нравственные проблемы развития энергетики.
· Решение задач
· Зачет: Цепная реакция. Термоядерная реакция. Проблемы развития ядерной энергетики.
Блок 5
· Лекции: «Элементарные частицы и их свойства»
· Подготовка и контрольная работа. Повторение
· Контрольная работа
· Урок интересных сообщений
· Лазер и его применение. Роль советских ученых в создании квантовых генераторов
· Радиоактивные изотопы и их использование
Рассмотрим более подробно каждый тип урока:
· Лекция – Это развернутое изложение материала
· Цель – общий обзор темы: основных явлений, законов, теорий.
· На этом уроке дважды объясняю материал; сначало кратко ознакомлю с главным и планом лекции , затем – подробно. Привлекаю внимание к учебнику, даю общую ориентировку, связываю новое с ранее изученным. При первоначальном объяснении ученики только слушают, благодаря этому они не рассеивают внимание на ведение записи, не теряют логическую нить.
На вторую часть урока уходит 40 минут. В конце урока я еще раз повторяю содержание (8 – 9 минут)
План лекции по блоку номер три:
· Открытие радиоактивности, состав радиоактивного излучения, его свойства. Биологическое действие излучений (параграф 89, 90, 104 учебника)
· Радиоактивное превращение ( параграф 91)
· Закон радиоактивного распада. Период полураспада, физический смысл закона (параграф 92)
· Принцип решения задач (№ 1257, 1255, из Рымкеевича)
· Домашнее задание (параграф 91, 104, - составить план ответа на вопрос №3 на странице №253, дать ответ письменно).