Знакомство умственно отсталых детей с изменениями в природе
В работе учителя на первом, месте всегда стоит забота о здоровье детей. Он продолжает учить детей правильно сидеть за партой, столом, чтобы позвоночник не был искривлен, он учит детей также и тому, как сохранить зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, как содержать в чистоте тело и т.д. В связи с этим дети получают первоначальные сведения о внешнем строении тела человека.
В наше время огромное значение придается охране природы. Дети часто ломают ветки, мнут траву, разоряют муравейники, птичьи гнезда и т.д. Задача учителя – уже в младших классах научить детей любить природу, воспитывать стремление беречь зеленые насаждения, животных, их жизнь, по-хозяйски относиться к ним. Охранять природу – значит охранять Родину. В процессе занятий дети учатся видеть вокруг прекрасное, замечать то, что раньше не замечали. Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие. К воспитанию у детей чувства прекрасного нужно подходить разносторонне, повседневно, всюду: в быту, на уроках, во внеклассное время. При этом важно иметь в виду, что пробуждение положительного эмоционального отношения к природе служит дальнейшей предпосылкой воспитания познавательного интереса к ней. В воспитании чувства прекрасного особую роль играют экскурсии в природу. Организуя экскурсию осенью в парк, в лес, следует обращать внимание детей на окраску листьев клена, березы, осины, на то, как листья кружатся в воздухе, на разноцветный ковер из опавших листьев и т.п. Наблюдения за сезонными изменениями в природе дают богатейший материал для формирования чувства прекрасного.
При проведении уроков и при их отработке в вечернее или внеклассное время очень хорошо, если учитель и воспитатель приводят стихотворения, характеризующие природу, время года. Это обогащает детей в познавательном, эмоциональном, эстетическом, а также речевом отношении.
Таким образом, предметные уроки могут в большой мере способствовать дальнейшему изучению географии, в частности подготовке к более сложным практическим работам и наблюдениям. Но для того, чтобы предметные уроки действительно отвечали своему пропедевтическому назначению, учащиеся должны на них наглядно и по возможности практически, действенно ознакомиться с материалом, предусмотренным программой. В первую очередь следует использовать натуральные средства до наглядных, изобразительных пособий, которые в практике учителей вспомогательной школы применяются излишне широко. Например, при знакомстве детей с внешним строением белки в первую очередь следует использовать ее чучело, чтобы дети могли погладить шерстку, потрогать кисточки на ушах, ощупать и рассмотреть длинные острые коготки на лапах, измерить пушистый хвост и величину тела. При организации наблюдений за повадками белки необходимо иметь живую белку или наблюдать ее в естественных условиях. Чтобы познакомить детей с образом жизни белки, изменением окраски шерсти, следует использовать также и таблицу с изображением белки в лесу в летний и зимний сезоны.
Не менее важно на этих уроках создать условия, способствующие развитию мышления, наблюдательности, умения применять полученные знания. Наиболее эффективна с точки зрения коррекции развития мышления такая постановка предметных уроков, при которой учащиеся решают посильные для них познавательные задачи (отвечают на вопросы, поставленные преподавателем или возникающие у них самих), находя решения и ответы в результате практических работ, наблюдений, экскурсий.
Таким образом, учащиеся младших классов на предметных уроках и экскурсиях накапливают первоначальные представления об окружающем мире, у них развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит для учащихся младших классов пропедевтикой к изучению курса географии в старших классах и способствует, формированию интереса к природе.