Ведение календаря природы в младших классах вспомогательной школы. Его значение.
Проходит неделя. Теперь все 7 листков календаря надо наклеить на лист картона или плотной бумаги, а под ними поместить полосу чистой плотной бумаги, разделенной на 7 частей, с нанесением на каждой из них чисел следующей недели. Прежде чем приступить к оформлению первого дня следующей недели, учитель предлагает ребятам просмотреть свой календарь за неделю и «прочитать» его записи. Пусть ученики приучаются рассказывать, что они наблюдали в течение минувшей недели. Постепенно учащиеся научатся делать обобщения, которые обычно проводятся по понедельникам. Ребята сумеют подсчитать, сколько было за неделю солнечных, пасмурных, дождливых дней, обратить внимание на изменение в природе (выпал первый снег, замерзли лужи, набухли почки на тополе). По календарю можно прочитать, какие события произошли в школьной жизни (была елка, ходили на экскурсию в зоопарк, начали отапливать школу и т.д.). Ведя календарь и делая такие обобщения, ученики усвоят, что в неделе 7 дней (6 учебных и 1 – выходной, запомнят названия, дней недели, их порядок, закрепят понятия: вчера – сегодня – завтра.
Материал для календаря заготавливается на уроках ручного труда, рисования. На уроках труда из серой бумаги взрезаются квадраты для обозначения пасмурней погоды, из белой бумаги кружочки для обозначения снега (на кружке рисуется снежинка), из голубой бумаги вырезаются квадраты, обозначающие ясное небо, на них наклеивается оранжевый круг – солнце. Учитель и дети заранее подбирают листья, цветы, ветки, а также детские рисунки, картинки, стихи, которые могут быть использованы при ведении и оформлении календаря.
В таблице показано, какие материалы и условные знаки могут использоваться на уроках в младших классах.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Рисунки, аппликации, сухие листья, ветки деревьев и т.п. |
|
|
Первое время все оформление календаря производит учитель в присутствии детей. Постепенно дети приучаются к самостоятельности. В дальнейшем устанавливается порядок: кто из детей первый заметит какое-либо новое явление, делает отметку в классном календаре (рисует, наклеивает лист, картинку и т.д.). Это служит стимулом для развития интереса и наблюдательности. Каждый ученик стремится заметить что-то новое, чтобы принять участие в оформлении календаря.
Содержание календаря усложняется по мере приобретения учащимися новых знаний. Уже в 1 классе учащиеся в результате своих наблюдений могут ответить, например, на такие вопросы:
1. Когда облетели листья на всех деревьях в нашем саду?
2. Когда появились первые замерзшие лужицы?
3. Когда начали отапливать школу?
4. Когда мы надели зимние пальто?
5. Что находится под снегом?
6. Где садятся воробьи в морозы?
7. На чем катаются и в какие игры играют дети зимой?
8. Когда начинается таяние снега в парке, в лесу?
9. Когда появляется первая трава?
10. Когда открыли окна в школе?
11. Когда распустились листочки на березке? Какого они цвета?
Таким образом, с 1 класса дети приучаются систематически наблюдать природу, узнают, что осень сменяется зимой, зима – весной, весна – летом. Календарь природы приучает детей рассматривать каждое явление в движении, развитии, усвоить характерные особенности каждого времени года. На лето ученикам можно дать задание нарисовать и раскрасить ягоды, грибы, овощи.