Ведение календаря природы в младших классах вспомогательной школы. Его значение.
В первые же дни сентября учительница расспрашивает учащихся 2 класса о том, как они отдыхали, каких лесных зверюшек видели, наблюдали ли за полевыми работами, выполнили ли летнее задание? Принесенные учениками рисунки обсуждаются в классе, устраивается небольшая выставка лучших рисунков. На основе бесед с детьми, экскурсий ранней осенью, кинофильмов и художественных картин закрепляются признаки лета: солнечные жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, сбор ягод и т. д. Так же следует продолжать оформление календаря. Можно дополнительно дать детям часть условных общепринятых знаков по наблюдениям за погодой (см. выше). Признаки времен года дополняются соответственно программе, и развитию учащихся.
Рекомендуется продолжать «чтение» календаря за прошедший день и за неделю. К. этому времени дети и по арифметике должны знать неделю, части суток. Когда закреплено понятие «неделя», можно составить календарь на месяц и с помощью учителя проводить обобщение в начале нового месяца. Для оформления календаря на месяц лучше брать лист картона, в верхней части которого делается надпись «Календарь природы», ниже указывается месяц, класс, школа. После этого листки на каждый день помещаются в определенной последовательности (в каждом ряду наклеиваются листки за неделю).
В декабре, с установлением зимы, учитель показывает детям табличку:
Осенние месяцы:
1. Сентябрь. 2. Октябрь. 3. Ноябрь.
Потом учитель прикрепляет к доске календари за 3 месяца. На уроке арифметики можно посчитать, сколько в каждом месяце было дождливых и солнечных дней (в пределах 20), сделать выводы о том, какая была в этом году осень. Учитель может задавать следующие вопросы: «Каким бывает лес осенью? Что делается с деревьями? Что вы находили, кроме листьев, под дубом, под кленом? Какие ягоды видели на рябине? Как люди готовятся к зиме? Какими стали дни?» Для зарисовок и записей внизу и с боков календаря оставляются поля шириной в 10-15 см. Рисунками и записями в календаре 2 класса отмечается все то, что и в 1 классе, и прибавляется: конец листопада, туман, сильные морозы, метели, оттепель, появление листьев, прилет птиц, первая гроза, ледоход, сезонные работы на огороде и в саду. На лето детям дается задание: записать, каких видели птиц, собрать и засушить листья, цветы.
В 3 классе наблюдения усложняются и расширяются. Ребятам даются понятия: облака, тучи (из туч идет дождь), выпадение росы, туман, ливень, град. Дети должны знать названия летних месяцев, признаки грозы. В классе вывешиваются дополнительные условные обозначения (после полного усвоения понятий): «град», «роса», «туман», «гроза», «облачность». В осенние месяцы дети наблюдают за положением солнца на небе в разное время дня, знакомятся с осенними работами в поле. Признаки осенних месяцев в понятии учеников становятся более дифференцированными: небо – серое, хмурое, облачное, голубое, синее, листья – желтые, красные, багровые, сухие, легкие, опавшие. Зимой дается понятие «метель», дети отмечают ее в календаре стрелками. В календаре 3 класса отмечаются все явления, которые фиксировались в 1 и 2 классе, и прибавляются новые: последняя гроза, отлет грачей и скворцов, замерзание реки, пруда, ледоход, последние снежинки, последний заморозок на поверхности почвы, появление проталин, ручьев, первые кучевые облака на синем небе, прилет грачей, начало набухания почек у разных растений, первая гроза, первый гром, начало цветения вербы, лютиков, мать-и-мачехи. Наблюдения за погодой ведутся ежедневно, а дополнения делаются по мере появления интересных явлений. На лето дается задание: собрать полезные растения, камешки, ракушки, вырастить в горшочке цветок, понаблюдать за поведением рыбок, прочитать какую-нибудь книжку о природе и в конце августа написать небольшое сочинение из нескольких предложений на тему: «Где я был летом и что видел» (самое интересное, что запомнилось).