Приложения.

Приложение 10.

Девочка Аня, 12 лет; активный ребенок, предпочитает компании мальчишек, развита интеллектуально. Воспитывает девочку мама - женщина требовательная, не добрая.

Сказка №5.

"Жила-была одинокая Волчица. Она была сильная и гордая. Ее никто не любил, хотя она была хорошая (15 сек). Добрая была, но одинокая, потому что не такая веселая была, как все. Все другие жители леса ее даже боялись немного (15 сек). Хотя она и красивая была. И она ушла от них жить на окраину леса. Там она настоящей хозяйкой - Волчицей-царицей (с воодушевлением). Потому что в той темной и страшной части леса никто не жил. А ей нравилось. Она гуляла, очищала лес от мусора, тропинки делала, чтобы никто не заблудился, если случайно зайдет сюда. Все в лесу думали, что она ушла из леса, умерла (грусть, 10 сек).

Но в один день случилось в лесу беда. Напали на лес бешеные собаки. Много- много собак. Они убивали детенышей, все ломали вокруг. И вот они уже возвращались в свой лес, и весь лес, на который они напали, плакал. Они пошли через темную заброшенную часть леса. Они уже успокоились и решили отдохнуть на траве. Они же были уверены, что никто за ними вслед не пойдет. Когда все они уснули, Волчица всех их по одному загрызла (решительно, 10 сек) и в землю закопала.

- А как она узнала про беду в лесу?

Да сорока принесла новость на хвосте (смех). Да и вообще эти собаки давно уже всем вредили…

И два олененка, которые заблудились в лесу в тот день, все рассказали про то, как Волчица спасла их от бешеных собак. Тогда все звери обрадовались. Пришли к ней и извинились за то, что раньше гнали ее. Они стали уважать ее и всегда ходили к ней советоваться. И все опять стало хорошо в лесу".

Приложение 11.

Анализ сказки №5.

Ребенок идентифицировал себя с главным персонажем сказа - Одинокой Волчицей. Сорока, оленята - малозначительны персонажи, присутствуют как вспомогательные фигуры (функция информирования). Бешеные собаки - злые персонажи, олицетворяющие разрушение, смерть.

Отчетливо выявляется тема одиночества, непризнанности, обиды.

Волчица предстает как воплощение маскулинных качеств - силы, независимости, гордости, властности, смелости. Но также она - добрая и красивая, аккуратная, трудолюбивая. И все-таки в решающий, кульминационный момент - в сражении с силами зла проявляются традиционно мужские черты - хладнокровие, жесткость, беспощадность, решительность.

Если исходить из компенсаторной природы детских фантазий, то можно предположить, что девочка ожидает, что будет признана и принята такой, какая она есть. Ребенок не видит возможности реализовать свой потенциал - феминные качества, поэтому прячет их в себе, как волчица прячется в темной части леса, и даже кажется, что "она ушла из леса, умерла".

Необходимо помочь девочке осознать силу женственности, прелестей материнства, любви, заботливости, чувства разделенности, защищенности. Необходимо дать ей разрешение проявлять феминные качества, которые находятся пока в ресурсном состоянии, то есть не проявляются во внешних действиях. При этом представляется правильным показать ребенку возможность сочетания, а не взаимоисключения, феминных и маскулинных качеств.

В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, право выбирать партнера.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8