Методика изучения растворов.
Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов, и проводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, они получают отметку «4».
Проведенное анкетирование учащихся общеобразовательных школ показало, что 80 – 85% из них желают учиться на «4», поэтому такой уровень овладения материалом и, соответственно, уровень заданий называют общим. В любом классе есть ученики, которые интересуясь предметом знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых кроме явной, присутствует и скрытая (латентная) связь, ориентируются на глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений. Выполнение заданий такого уровня, называемого продвинутым, оценивается отметкой «5». Согласно закону «Об образовании» все учащиеся имеют право выбирать уровень обучения по каждому предмету.
В статье [23] приведены примеры разноуровневых заданий, составленных учителями Малоярославецкого района Калужской области, О.Л. Бобылевой, А.И. Астаховой для учащихся 8-го класса по теме « Растворение. Растворы. Свойства растворов». В качестве примера дифференцированного подхода в обучении, рассматриваются следующие уравневые задачи:
Минимальный уровень.
1. Запишите уравнения диссоциации следующих электролитов:
- карбоната натрия
- нитрата железа (III)
- гидроксида бария
- азотной кислоты.
2. Напишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном виде:
Zn + HCl ®
Cu(OH)2 + HNO3 ®
CuSO4 + KOH ®
Общий уровень.
1. Какие из перечисленных веществ будут диссоциировать в воде:
- гидроксид калия
- гидроксид алюминия
- нитрат бария
- углерод
- серная кислота.
Запишите уравнение диссоциации.
2. Какие вещества реагируют между собой:
- сульфат меди (II) и гидроксид калия
- цинк и раствор серной кислоты
- карбонат кальция и соляная кислота
- сульфат натрия и соляная кислота.
Напишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах.
Продвинутый уровень.
1. Какие электролиты надо растворять в воде, чтобы одновременно в растворе находились ионы: H+, Na+ , Cl, SO42, Al3+, NO3 ?
Составьте формулы и уравнения диссоциации.
2. Приведите примеры химических реакций, подтверждающих три случая протекания обмена до конца. Напишите их уравнения в молекулярном и ионном видах [23].
При изучении темы «Растворы» планируется решение расчетных задач. Так, авторы статьи [24] предлагают рассмотреть расчетные задачи на растворы, требующие глубокого понимания этого вопроса. Практика показывает, что наиболее успешно учащиеся справляются с задачами по растворам в том случае, если им были предложены простые графологические схемы и легко запоминающиеся алгоритмы решения, приводящие к составлению алгебраических уравнений. Использование алгоритмов представляет собой формальный путь решения задачи, лишающий учащихся возможности в полной мере проявить свои творческие способности.
В основу решения авторы [24] предлагают положить закон сохранения массы вещества, в соответствии с которым сумма масс растворенного вещества в смешиваемых растворах равна массе растворенного вещества в новом растворе. Массу растворенного вещества рассчитываем следующим образом:
m=m(p – pa) × w , где w - массовая доля растворенного вещества в
растворе.
А, в случае смешивания двух растворов, массу растворенного вещества можно выразить с помощью уравнения:
m1 × w1 + m2 × w2 = (m1 + m2) × w , где m1 + m2 - масса нового раствора.
Графологическая схема, отражающая это соотношение, служит основой предлагаемого алгоритма решения:
w1 w2 w
|