Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы.
Основной дидактической задачей было привитие ученикам умений. В основу своей школы он положил псалтырь и произведения А.С. Пушкина. С.А. Рачинский утверждал, что сама грамотность есть средство в жизненной борьбе. Научные знания следует дополнять различными практическими знаниями и умениями. При этом использовался такой методический прием, как самостоятельный учебный труд учеников при помощи и под руководством учителя. Сухие задачи по арифметике, горе гимназистов, их родителей и репетиторов, были в школе С.А. Рачинского любимейшим упражнением и даже забавой, которой занимались на всех переменах, наперебой требуя от учителя разных задачек на умножение, деление и прочее, а их надо было решать в уме. В его школе обучали культуре земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного дела, приобщали к народным промыслам, которые становились предметами почти общеобразовательными.
В школах С.А. Рачинского культивировался индивидуальный подход в обучении и воспитании. За воспитание в классе отвечал учитель - классный наставник. Характер взаимоотношений в школе был семейный. Первым условием семейного воспитания считались дружеские отношения с учениками. Учитель в школах С.А. Рачинского впервые в российском образовании была предназначена роль старшего друга.
Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как: большая свобода во всем, что не несет в себе зла; разрешение конфликтов внутри коллектива; разнообразные занятия по интересам в свободные часы; годовой цикл школьных торжеств, праздников.
Таким образом, «во главу угла» в сельской школе С.А. Рачинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух. Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.
Именно в этот период начинает активно развиваться светский подход во взглядах на человека. Этот подход зародился у революционных демократов, о чем было изложено выше. Гуманистическая направленность их взглядов концентрировалась вокруг уважения к человеческой личности, демократизма образовательной системы, ее народности, неотделимости личного счастья от общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования. Они породили идеал гуманистической педагогики, которая в ценности-цели образовательной системы закладывает идею уважения ребенка как личности.
Идея о гуманистическом характере образовательной системы затем была развита К.Д. Ушинским, который предпринял попытку внедрить ее в педагогическую практику. Образовательная система может формировать гуманного человека в том случае, если она опирается на принцип народности. Содержание этого принципа у К.Д. Ушинского носило гуманистический характер, связанный, прежде всего, с верой в добрые силы и высокий нравственный потенциал русского народа, а также с любовью к Родине. Следовательно, заключает К.Д. Ушинский, необходимо опираться на национальные качества, специфику жизни и общего духа русского народа. Для решения этой задачи К.Д. Ушинский выдвигает несколько элементов принципа гуманистического воспитания, основанных на личностном подходе к ученику и воспитаннику: знать ребенка, понимать душу ребенка, верить в способности и силы ученика, опираться на стремление ребенка к активной деятельности. Задача воспитателя, подчеркивает он, состоит в том, чтобы создать условия для свободной деятельности и научиться отличать упрямство, каприз от потребности к свободной деятельности. Стремление ребенка к свободной и сознательной заложено изначально от рождения. Именно создание условий для свободной творческой деятельности способно дать толчок для саморазвития, самовоспитания и самообразования.