Роль гуманистических ценностей в развитии национальной образовательной системы.
Религия в школе стала рассматриваться как эстетическое постижение духовной культуры, традиций народа и сельской общности. Основные принципы сельской школы, выдвинутые С.А. Рачинским (гуманизм, народность, нравственность), были созвучны с общими веяниями в отечественной педагогике. Национальная русская школа должна была быть школой христианских учений и добрых навыков и формировать у воспитанника, прежде всего, нравственно-цельный характер. Философско-религиозные идеи о любви и свободе, о вере в человека, о стремлении человека к усовершенствованию раскрывают гуманистический характер исканий общества в середине XIX - конце XIX века. Фактически вся религиозная российская философия конца XIX века развивалась под знаком идей В.С. Соловьева. Эти идеи о том, что человек есть саморазвивающийся объект, который из религиозной мысли проникает в педагогику. Это не отрывало Российскую школу от Запада, а развивало ее в русле общемировых тенденций, т.к. христианство всегда было важным элементом воспитания у всех народов, но христианство, раскрепощающее личность.
На основе вышеизложенного можно заключить, что в России конца XIX века в общественно-философской мысли на основе как светского, так и религиозного подходов формируется образовательный идеал на основе понятия гуманизм, в котором концентрируется целостный взгляд на человека. Сущностными характеристиками образовательного идеала являются: общечеловеческие, опирающиеся на христианскую мораль и нравственность (любовь к человеку, вера в человека и его духовные силы, уважение к человеку); демократические, опирающиеся на идею о равенстве и братстве (свобода личности, народность); формирующие, опирающиеся на целостный подход к взглядам на человека (усовершенствование личности, подъем самосознания личности до стремления к самоусовершенствованию). Эти идеи порождают новую направленность в реформировании образовательной системы России конца XIX века - гуманистическую, которая основывалась как на религиозном, так и светском понимании гуманизма. Они реализовались в поиске новых подходов к воспитанию и образованию попытке сделать педагогику «точной» наукой, основанной на достижениях смежных наук о человеке (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой и др.).