Приемы постановки звуков р и р’
Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткая подъязычная связка
, узкое и высо
кое нёбо
, чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластич
ный язык
. Первая попытка исправить ротацизм у дошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременно используется возможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте) форму, положение и работу языка.
Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фонемы р
позволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однако простое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормального произношения фонемы р
требует специальных упражнений.
Если фонема р
заменяется своей мягкой парой, то путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’
можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. При необходимости следует воспользоваться механической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.
При обратной замене, когда вместо мягкого р’получается твердое, надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным и
В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы р
необходимы подготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемое фрикативное р
, артикулируемое при том же положении языка и в том же месте, что и нормальное, но пока без вибрации (вроде английского г
), например, в словах bread, dream).
Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш
и ж
, то получить фрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему жпри несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативное р
на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.
Если фонемы ш
и жпроизносятся неправильно, без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуляционные упражнения, которые были направлены на получение требуемого положения языка при постановке фонемы ш.
Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д
, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже, с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d
.
Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторения звука (дд, дд, дд , ддд, ддд, ддд .),
затем из таких же серий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд .),
так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии . Возможно также использование в качестве исходного звука т (тд, тд; тдд, тдд).
Работать должен только язык, при спокойном положении нижней челюсти.
Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, который будет выполнять в этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадает.
В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д
, завершается гласными а