Приемы постановки звуков р и р’
или ы
.
Полезным для выработки вибрации является произнесение д
вместо фонемы р
в словах с сочетаниями тр
или др
в начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд, ддуг и т. п.)
Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного рпод язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Шарик приводится в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями шпателя вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ватой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно. Во время упражнений необходимо следить, чтобы язык постоянно возвращался в установленное положение, чтобы между ним и альвеолами сохранялась минимальная щель.
Наконец, очень способствует появлению самостоятельной вибрации языка сочетание альвеолярных тили д
с фрикативным р (др.
_, др
_; дддр _, дддр _; тр _, тр _; тттр , тттр _ ).
Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения, в частности с механическим колебанием языка, должны привести к вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной.
После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно все в более быстром темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения фонемы р
, неизбежно на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердое р
, то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким р’
. Если же вначале получится мягкое р
’, то вскоре следует начать работу над твердым р
.