Методические рекомендации к организации и содержанию занятий по формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП.
Для реализации задач нашего исследования
был проведен формирующий эксперимент.
В нем участвовали дети экспериментальной группы - 20 человек.
Для экспериментальной группы мы предложили систему заданий, направленную на развитие и коррекцию изобразительной деятельности.
В ходе формирующего эксперимента мы предложили ряд упражнений, взятых из методики обучения рисованию детей с ДЦП Г.В. Кузнецовой, которые могут быть включены в занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с органическими поражениями ЦНС или, в наиболее тяжелых случаях, представлять собой систему занятий для формирования графических навыков у детей с нарушением двигательных функций.
Эта система состоит не только из заданий, направленных на непосредственное воздействие на характер изображения, но и включает в себя задания, направленные на развитие двигательной активности, точности направленных (произвольных) движений, глазомера, пространственного ориентирования, изучение схемы собственного тела.
Занятия проводились в течение 3 месяцев. Занятия осуществлялись групповым методом. Наполняемость групп – 5-7 человек. Продолжительность одного занятия от 15 до 25 минут. В ходе занятия обязательно проводились физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. В некоторых случаях работа проводилась индивидуально. Во время занятия обязательно соблюдались ортопедические условия (правильная посадка, использование ортопедического оборудования, фиксации листа и т.д.).
Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).
Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета…)
В Приложении дано тематическое планирование подготовительного периода.
Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.
Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова,1991). Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и родителей.
Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления, разработанный И.Г. Выготской, Е.П. Пеллингер и Л.П.Успенской, адаптированный И.З. Клюевой и О.З. Касаткиной (1997 г.).
Авторы считают, что ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении, делается упор на то, что состояние ненапряженности, спокойствия приятно. Одновременно с расслаблением происходит воспитание "чувства мышцы".
Рекомендуется при проведении упражнений использовать спокойную, медленную музыку.