Методические рекомендации к организации и содержанию занятий по формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП.
Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала дефектолог обводит кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дает ребенку "помылить" льдом руки. Руки растираются полотенцем, можно погрузить их в горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком).
Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).
Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.
Невропатолог Т.И. Серганова (1995) предлагает для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой следующий комплекс.
- Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;
- потряхивание руки по методике Фелпса;
- круговые повороты кисти, прокручивание при Фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ладонной поверхности);
- отведение - приведение кисти вправо-влево;
- спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;
- вращение пальцев кисти (отдельно каждого);
- сгибание пальцев в кулачок (1-й палец выведен из положения ладонной флексии, расположен сверху). Затем каждый палец разгибается отдельно;
- поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон;
- круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка
- поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны;
- разминание каждого пальца вверх-вниз;
- отведение и приведение всех пальцев;
- сгибание пальцев по фалангам;
- противопоставление 1-го пальца остальным ("колечки" из пальцев)
- соединение ладони с ладонью, пальцев с пальцами;
- "фига" между всеми пальцами;
- расслабление кисти потряхиванием, при этом рука дефектолога фиксирует руку ребенка в области локтя. похлопывание кистью ребенка по руке массажиста
- противопоставление пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;
- интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между 2 пальцами дефектолога по ногтевой фаланге;
- использование щеточного массажа;
- поглаживание от кончиков пальцев вверх по руке.
Дошкольникам с легкой формой ДЦП , с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Хороший комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В. Коноваленко.
- надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки;
- растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий;
- растирание ладоней движениями вверх-вниз;
- растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев;
- разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек;
- массаж грецким орехом: положив орех между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной руной, затем другой;
- надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево;
- разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль (рецепт дан в Приложении). Тесто раскатывается, сжимается руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить. Время работы примерно 15 минут.
М.В.Ипполитова, Р.Д.Бабенкова и Е.М.Мастюкова (1993г.) предлагают выполнить такой комплекс упражнений:
1) разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой, и наоборот;