Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания образования
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Как уже упоминалось ранее, несомненным достижением в этой области является закрепление в проекте базисного учебного плана раннего начала изучения иностранного языка.
Другое достижение, также получившее уже определенное распространение на практике, но законодательно закрепленное только в названных вариантах базисного учебного плана, - это обязательное изучение иностранного языка на старшей ступени полной средней школы, которое (в нарушение непрерывности образования) было факультативным.
Старшая ступень полной средней школы привлекла к себе особо пристальное внимание в последние годы реформирования школы, так как стало ясным, что она плохо реализует идею непрерывности образования, не нацелена на профориентацию школьников, мало способствует их самоопределению, не предусматривает рациональное распределение учебной нагрузки старшеклассников с учетом специфики этапа обучения.
Какими же должна быть структура и содержание обучения в старшей школе, чтобы обеспечить качественность и непрерывность образования?
Содержание и структура объекта обусловлены его функциями.
Основные функции старшей ступени обучения в системе общего среднего образования – в ее назначении:
· Обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образования и подготовить выпускников школы к жизни и труду в современном постиндустриальном информационном обществе, способствовать их социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира;
· Помочь учащимся в их самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями, способностями;
· Стимулировать старшеклассников к продолжению образования и создать условия для облегчения их перехода из одного звена системы образования в другое, а также нацелить их на самообразование.
На практике же старшая школа ориентирует своих выпускников главным образом на поступление в ВУЗ. При этом она не оказывает им достаточно действенной помощи в их самоопределении, и нередко выбор высшего учебного заведения осуществляется учащимися не всегда осознанно. Поэтому крайне важно, чтобы принцип дифференцированного подхода к обучению школьников реализовывался на старшей ступени особенно последовательно, причем на специально созданной для этого организационной основе.
В зависимости от того, какие из указанных выше функций превалируют в старшей школе, можно выделить несколько типов (моделей) организации образования на старшей ступени, определить доминанты в содержании образования и наметить разные уровни подготовки выпускников по конкретным учебным предметам.
Первая модель – это общеобразовательная полная средняя школа, реализующая главным образом первую из указанных выше функций. Она обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки по иностранному языку (Уровень А), соответствующий пороговому уровню, предложенному Советом Европы для европейских школ. Этот уровень предполагает достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком, формирование иноязычной коммуникативной компетенции как интерактивной цели обучения, включающей речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции и предусматривает образование, воспитание и развитие школьников средствами иностранного языка.
Этот уровень может быть достигнут выпускниками при раннем начале изучения иностранного языка, т.е. со II класса начальной школы.
Достижение порогового уровня является необходимой предпосылкой для практического использования иностранного языка в самых распространенных ситуациях межличностного и межкультурного общения с носителями этого языка. А также является обязательным условием для продолжения образования в ВУЗе.
Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к иностранному языку, или, наоборот, испытывающих трудности в овладении им, школа может предоставить дополнительные образовательные услуги за счет ученического компонента базисного учебного плана.
Следовательно, данная модель, не будучи профильной, не исключает вместе с тем перехода отдельных школьников в другие типы школ/классов и не закрывает для них возможность дальнейшего образования в ВУЗе.
Вторая модель – это профильная школа/классы. В ходе проводимого сейчас эксперимента по совершенствованию структуры содержания общего образования проводится изучение особенностей профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:
· профильные классы в общеобразовательных учреждениях, реализующих несколько (один - три) определенных профилей обучения;
· группы профильного обучения в многопрофильных общеобразовательных учреждениях;
· профильное обучение по индивидуальным программам в малокомплектных общеобразовательных учреждениях.
Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные стандарты: стандарты профильного обучения (для профилирующих учебных предметов) и общеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных предметов).