Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания образования
Достижение этого уровня позволяет выпускникам, с одной стороны, продолжить образование в лингвистическом или ином специализированном ВУЗе, с другой - осуществлять трудовую деятельность сразу после окончания школы в выбранной профессиональной сфере, предполагающей профессионально ориентированное использование иностранного языка, например, в качестве специалиста среднего звена: секретаря-референта (со знанием иностранного языка), гида-переводчика, работника международной связи, гостиничного, ресторанного бизнеса и др.
С этим типом школ могут соотноситься и лингвистические гимназии, где на изучение иностранного языка отводится не менее 5 часов в неделю и где он рассматривается как профилирующий учебный предмет.
Введение спецкурсов, факультативов и прикладных профилей в школах с углубленным изучением иностранного языка, а также в лингвистических гимназиях позволяет не только лучше готовить выпускников к деятельности в указанных выше двух направлениях, но и расширяет диапазон подготовки выпускников по иностранному языку.
Необходимо также отметить, что модернизация содержания языкового образования и, соответственно, профилизация старшей школы должна быть соотнесена в введении института единых экзаменов.
Суть единого государственного экзамена состоит в замене сложившейся к настоящему времени двухэтапной системы одной процедурой, результаты которой используются и для получения школьного аттестата, и для поступления в учебные заведения следующего уровня образования.
В идеале итоговой аттестации выпускников средней школы должна обеспечивать:
· единство требований к знаниям выпускников;
· равные возможности получения объективной оценки для всех выпускников;
· доверия к полученным ими результатам на уровне среднего и высшего профессионального образования;
· возможность использования результатов итоговой аттестации для анализа и мониторинга состояния системы среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Целью запланированного эксперимента является отработка всех компонентов технологии проведения единого государственного экзамена, включая:
· подготовку контрольных измерительных материалов;
· процедуру проведения экзаменов;
· механизмы проверки и оценки работ, перевода полученных баллов в школьные отметки;
· механизмы использования оценок для проведения конкурса в ВУЗах;
· процедуру зачисления абитуриентов в ВУЗы.
В настоящий момент единый экзамен включает в себя два обязательных экзамена и не менее трех экзаменов по выбору выпускника. Экзамены сдаются всеми выпускниками данного года по одинаковым (с педагогической точки зрения) контрольным измерительным материалам. Предметы, по которым проводятся обязательные экзамены, и перечень предметов, по которым выпускник может сдавать экзамены по выбору, определяются и утверждаются в начале очередного учебного года. По каждому экзамены выпускник получает оценку в баллах (по 100-бальной шкале). Эта оценка переводится в школьную отметку по установленной (единой для всех) шкале перевода.
Конкурс в высших учебных заведениях проводится на основе баллов, набранных на сдачу ЕГЭ по предметам, входящим в перечень вступительных испытаний для данной специальности.
Особенностью единого государственного экзамена по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому) является то, что он совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительных в высшее учебное заведение, различающееся своим назначением. Это обуславливает двоякий характер цели ЕГЭ: определение уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью итоговой аттестации и дифференциации испытуемых по уровню владения иностранным языком для отбора при поступлении в ВУЗы.
В заключении можно отметить, что изложенный выше подход к модернизации языкового образования (иностранный язык) на старшей ступени школы позволит, как отмечалось, повысить качество подготовки выпускников по иностранному языку и таким образом добиться эквивалентности с зарубежной школой в уровне обученности этому предмету. Это даст возможность выпускникам продолжить образование или трудоустроиться за рубежом и будет способствовать в определенной мере расширению международных связей нашего государства и его вхождению в мировое сообщество.
Основные организационные формы обучения иностранным языкам на старшей ступени
Модель А общеобразовательная универсальная школа/классы |
Модель В Профильная школа/классы |
Модель С Профильные классы (7/10/11 классы) |
Модель Д Профильная школа(1/2—11 классы) | ||||||
Иностранный язык общеобразовательный учебный предмет |
Иностранный язык общеобразовательный учебный предмет, по цели и содержание обучения в определенной мере ориентированы на выделяемый профиль, например: |
Иностранный язык — профильный учебный предмет (углубленное изучение + страноведение, зарубежная литература) | |||||||
Гуманитарно-филологический профиль (родной язык и литература) |
Гуманитарно-социальный профиль (история, обществознание) |
Естественно-научный профиль (фишка, химия, и др.) | |||||||
2-3 часа |
3 часа |
3 часа |
3 часа |
5 часов | |||||
модули |
модули |
спецкурсы |
факультативы | ||||||
Специфика целей и содержания обучения иностранному языку 1. Нацеленность на возможное использование иностранного языка в рамках выбранного профиля 2. Расширение информации и профильных образовательных областях/учебных предметах за счет: — использования профильных текстов в обучении иностранному языку; — овладения некоторым количеством соответствующих профилю иноязычных терминов; — активизация рецептивного грамматического минимума (например, сложных форм страдательного залога); 3. Усиление деятельностной составляющей за счет: — использования перевода как профессионально-ориентированного умения ; — широкого использования проектной деятельности, позволяющей включить основные виды иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности — трудовую, учебно-исследовательскую, эстетическую и др.; — организации профессионально-ориентированного иноязычного общения |
Специфика целей и содержания профильного обучения иностранному языку 1. Нацеленность на использование иностранного языка в рамках профиля, на продолжение образования в языковом ВУзе 2.3. То же, что и в модели В - увеличение продуктивного языкового материала — углубление и систематизация лингвистических, страноведческих и литературоведческих знаний - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности - расширение спектра ситуаций профессионально - ориентированного иноязычного общения. | ||||||||
Планируемый уровень обученности | |||||||||
Уровень А (пороговый) |
Уровень В (пороговый +) |
Уровень С (приближается к пороговому продвинутому) |
Уровень Д (пороговый продвинутый) | ||||||