Никольский военно-морской собор.
Одним из учеников Растрелли был выдающийся русский архитектор Савва Иванович Чевакинский. Его Никольский собор - один из самых блестящих образцов барокко в России.
Собор Николы Морского строился 9 лет: с 1753 по 1762 год. В постройке ясно сказалось влияние Растрелли, но в то же время обнаружилось и огромное самостоятельное дарование его русского ученика.
Ансамбль собора включает храм и колокольню, расположившуюся неподалеку. Зданию храма присуща монументальность, обусловленная масштабом сооружения и использованием в оформлении фасадов большого ордера, определяет общее впечатление, возникающее при его осмотре. Массив собора увенчивают пять восьмигранных барабанов, завершенных куполами и луковичными главками.
Колокольня строилась с1756 по 1757 года. Это одно из прекраснейших сооружений 18 века. «Фигурность» кладки трехъярусной колокольни определялась сложностью ее архитектурной декорации. Ярусы здания украсили колонны на постаментах, несущие сложно профилированный антаблемент. Стены двух нижних ярусов получили криволинейные вогнутые очертания, в отличие от стен верхнего круглого в плане яруса, служащего основанием полусферического купола, завершенного барабаном и тонким, изящным шпилем.
Сам собор снаружи Чевакинский декорировал колоннами, в постановке которых сказалось влияние некоторых образцов московского зодчества конца 17 столетия. Все выступающие углы архитектор обработал тремя колоннами, из которых средняя поставлена по биссектрисе угла. Этим достигнута мягкость, округленность фасадных линий. Тот же эффект дают большие убранные лепкой волюты на цоколях малых подкупольных башен. Они создают плавные органические переходы от основного объема здания к его верхнему ярусу.
Декорация стен собора достойна растреллевской руки, но в ней нет «варварской мощи» учителя, она гораздо женственнее в своих дробных, изящно прочувствованных формах, однако мастерство, та уверенность, с которой рассчитаны здесь некоторые приемы, прямо поразительны.
Пластика архитектурных элементов великолепно согласуется со скульптурными композициями. Это горельефные и даже вылепленные в полном объеме головы херувимов.
В решении всех фасадов собора, за исключением восточного с апсидой, использован мотив балконов с кованными узорными решетками и кронштейнами.
В обработку интерьеров Чевакинский внес черты дворцовой архитектуры, ее праздничности. Исключительно важную роль сыграла здесь резьба. Иконостасы верхней и нижней церкви выполнены столярным мастером Савелием Никулиным и резным подмастерьем Игнатием Канаевым. Великолепная по пропорциям колоннада верхней церкви - один из шедевров русского декоративного искусства. Проект ее иконостаса был разработан Чевакинским и утвержден в 1755 году. Образа взялись написать хранители и продолжатели традиций русской иконописи 17 века братья Федот Лукич и Мина Лукич. Черты барокко сказались не столько в композиции, написанных ими икон, сколько в колорите и в использовании характерных для барокко орнаментальных мотивов.
Таким образом Никольский собор можно считать одним из самых блестящих образцов барокко в России.