Введение

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Недостатки и про­счеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной формой безнравствен­ного состояния некоторых школьников является нравственное ли­цемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя, показная — для школы, общественных мероприя­тий; другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение ро­дителей; третья подлинная—для своего круга общения и для себя. На виду — общественная активность, в душе — убежден­ность, что жизнь строится по законам жестокого эгоизма. Проявля­ются результаты противоречия между нравственным воспитанием в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности.

«Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и ме­ханизмам осуществления воспитательной работы. Один из них — вербально - мероприятийный, требующий в основном разработки не­которой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил на положительных примерах. Однако нрав­ственное воспитание состоит не в том, чтобы подносить молодежи усладительные речи о нравственности. Вербально - мероприятийное воспитание осуществляется, как правило, изолированно от богатой нравственными проблемами реальной жизни детей, не пересекаясь с нею и никак не влияя на нее. Поэтому в практической жизни и деятельности детей возникает нравственный вакуум, который за­полняется стихийными, нередко негативными влияниями.» [9.

c

. 170]

«Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Он противо­поставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке по­веденческих умений и навыков. Деятельностный подход в воспи­тании младших подростков, как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственного воспитания. Между деятельностью ребенка и его нравственным сознанием нет прямой связи. Ребенок часто не обнаруживает и не до конца осознает подлинные мотивы своей деятельности. Абсолютизация деятельностного подхода отодвигает на второй план усвоение политических, философских, нравствен­ных идей. Узкодеятельностный подход по сути противостоит цело­стному подходу к формированию личности, в котором органично сочетаются и духовное влияние, и деятельность, и отношения, и общение, и проявление внутренних побуждений, и самостоятельное осмысление нравственных проблем.» [9.

c

. 171]

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя является подход целостности, органического единства нравствен­ного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогиче­ского процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на

Перейти на страницу: 1 2 3