О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы
Революционная идея Я. А. Коменского, заключающаяся в обосновании классно-урочной системы, привела к смене образовательной стратегии: из парадигмы «подражание» возникла новая – «информация». Образовательное пространство сместилось в плоскость «учитель - ученик», а учебный процесс предстал в виде передачи и приема информации. Результатом информационной системы образования явилось сокращение времени обучения и его качественный показатель. Развитие информационной системы образования породило стремление расширять объемы информации, время обучения, что закономерно встретило преграду в качестве усвоения знаний. Поэтому в конце XX века все настойчивее звучал вопрос о необходимости создания нового механизма образовательного процесса. Анализ исследований в педагогической и психологической теории и практике подводит к выводу о том, что структурировать знания следует не путем предметного деления, а посредством обозначения проблем. Сосредоточившись на проблеме легче организовать деятельность, которая бы обеспечила погружение обучающегося в проблему и позволила бы ему заняться постановкой и решением отдельных вопросов-задач. В педагогической науке имеются успешные опыты проблемного обучения . Таким подходом обеспечивается интеграция насущных педагогических требований: познавательно деятельного подхода, субъект-субъектного соотношения, формирование парадигмы «сознание - личность»./1/
Названные и многие другие подходы реализовывались в концепции «Школа XXI века», основное положение которой заключается в том, что обучение для ребенка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовыражение, и самовоспитание, и удовольствие.
Переход на новую образовательную систему позволяет решать проблему представления содержательного стандарта по тому или иному предмету, исходя из его специфики, особенно актуально данное положение для начальной школы. Тенденции мировой педагогики свидетельствуют о необходимости выделения начальной школы как особого периода обучения со своими требованиями к образовательным стандартам в постиндустриальном информационном обществе. Требования гуманизации образования привели к созданию интегрированного курса начальной школы «Чтение и литература», призванного обеспечить развитие и совершенствование личности ребенка на основе эмоционально-чувственного опыта, интеллекта, рефлексии.
Сущность специфического подхода к построению системы учебного процесса по программе «Чтение и литература» задается статусом «подготовки младшего школьника как учащегося, способного осуществлять учебную деятельность в начальном образовательном звене на широком информационно-культурном уровне с полным использованием потенциала личностного развития»./2/
Решение проблемы заложено уже в самом названии, где чтение и литература являются равноположенными процессами, которые с самого начала вводятся как равноправные стороны обучения. Отличительная особенность данного курса заключается в том, что чтение в период начального обучения выступает в качестве самостоятельного направления, так как постановка, формирование навыка чтения, доведение его до естественного процесса, позволяющего полноценно воспринимать литературный текст и книгу, служат решением специфической задачи, выделяющий данный период как органическую часть последующего курса литературного чтения. Полноценность процесса освоения литературы на всем протяжении начального обучения обеспечивается за счет методических средств, главное из которых – совместная деятельность ученика и учителя как читателей, где роль учителя – координация тех сторон читательской подготовленности, которые находятся в стадии становления учащегося-читателя.
Литературное чтение в начальных классах преследует основную цель-помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа донести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы в ее специфике как искусства отражения реальной действительности посредством художественного слова и таким образом обогатить его читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такого вида деятельности, которое позволяет воспринимать текст /читать вслух, молча, выразительно, выборочно, подробно изучать текст или только познакомиться с ним/; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смыслового содержания /иметь свое суждение, выражать эмоциональное отношение и т.д./; воссоздавать в своем воображении прочитанное; воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации или проецировании на себя ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности . /3/