О жанрово-хронологическом подходе изучения детской литературы
Сказке противостоят поэтические, прозаические и драматические жанры. Такое деление позволяет, прочнее усвоить специфику различных родов и жанров литературы, так как сказка имеет и прозаическую, и поэтическую, и драматическую формы. Вместе с тем она противопоставлена литературным жанрам своей содержательной стороной.
К поэтическим жанрам в детской литературе относятся стихотворения и небольшие поэмы, содержание которых доступно и интересно ребенку. Основные темы развертываемые в поэзии – картины природы, жанровые зарисовки и различные ситуации. Эмоциональное воздействие достигается ритмической организацией, которая должна быть банальной, т.е. общепринятой в данной поэзии. Любая оригинальная организация стихотворения может быть не воспринята ребенком, а, следовательно, не понята и смысловая сторона стихотворения или поэмы. Главная задача поэзии - формировать художественно-эстетический вкус. Решается она путем постепенного - от простого к сложному - освоения художественного языка, его отдельных элементов и законов на взаимодействия. Ритм, рифма, звукопись, метафора, иносказание, как и многие другие средства художественной выразительности, сплавлены в поэтическом тексте в целостное художественное единство, хронологическое расположение изучаемых произведений позволяет плавно усваивать факторы художественного впечатления: сначала почти изолированно, элементарно, затем в минимальном сочетании, впоследствии в композитно. В результате учащиеся начинают их распознавать и воспринимать стоящие за ними мысли.
Из прозаических жанров в детской литературе преимущественно встречаются новеллы, рассказы и повести. Их общее свойство заключается в динамизме, постоянной смене событий, речевых характеристики и места действий. Динамизм удерживает постоянный интерес ребенка, так как ему хочется знать, что будет дальше, как герои преодолеют возникшие трудности. Этим же целям служат диалоги, они ускоряют движение событий. Героями выступают дети, игрушки и животные, т.е. ребенку интересно читать как бы "про себя" - так он воспринимает персонажей.
Драматические жанры в программе для начальной школы представлены басней и драматической сказкой /А. Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"/. Однако сказка рассматривается именно как сказка, а не как драматическое произведение. В баснях основное внимание уделяется приемам иносказания. На примере басен И. А. Крылова учащиеся анализируют содержание, вложенное баснописцем и современную трактовку. Таким образом, достигается эффект различного толкования текста басни.
Жанрово-хронологический подход к изучению детской литературы позволяет в отсутствие знаний по общелитературному процессу освоить основные принципы литературы как художественного отражения действительности средствами образной выразительности. Возникает целостное представление о литературном процессе возникновения и развития литературы для детей с ее спецификой тематики, персонажей, средств художественной выразительности. Обоснованием подобного подхода служит и педоцентрический принцип, актуализирующий выбор содержания и формы обучения исходя из специфики социальных ролей учащихся, социально-значимых знаний и качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности, а также успешное выполнение задачи учителя XXI века.