Понятие «Образовательная программа общеобразовательного учреждения»
Способность к персонализации, хотя и задана человеку соответствующей врождённой потребностью, нуждается в развитии до степени осознанного полагания себя и своей жизни среди людей как цели. В этом плане большое значение имеют предлагаемые образовательными программами виды и формы творческой деятельности по выбору детей.
Если программа составлена на несколько лет, то горизонтальное деление на этапы соотноситься с возрастом детей и их ведущей деятельностью.
Вертикальная направленность
– это движение по этапам естественного формирования умственной деятельности ребёнка при обязательном интерактивном изложении и освоении образовательного материала. Это движение во времени, но с возвратом в обучении, периодическим повторением по «спирали» усложнения или углубления содержательной наполненности тематического плана программы.
Соединению намеченной программной цели с образовательным результатом в наиболее плодотворном варианте способствуют социокультурные функции метода деятельности.
Известно, что метод деятельности выполняет центральную роль в функционировании и развитии культуры. Вместе с методом в обучении человек приобретает способность продуктивно осваивать общественные достижения и ценности. В обучении человек развивается посредством всё более полной рефлексии методов познания и реконструкции опыта, культуры своей собственной практики.
Одной из актуальнейших проблем образования, является проблема активности обучающихся, развёртывание всех его потенций, инициативы, пытливости и любознательности, проблема становления субъекта культуры. Один из путей решения данной проблемы – включение в образовательный процесс методов активного и интенсивного обучения. Отличительными характеристиками таких методов являются:
1. Активность учащегося и педагога предполагает самостоятельность, свободу самовыражения, суверенность и наличие собственной позиции.
2. Суверенность и самостоятельность не означают попустительство, декларативность, самотёк, а обязывают к созданию системы свободного выбора, в основе которой - те виды деятельности и познания, которые входят в интересы, планы детей и педагогов. Принципиально важно, чтобы в ходе занятий дети осваивали ценности ситуаций, посредством своего занятия, деятельности или общения, преодолевали проблемы, возникающие перед ними. Иначе говоря, они осваивают определённую сферу своей будущей практической жизнедеятельности, вырабатывают культуру, адекватную состоянию этой сферы.
3. Акцент в обучении переноситься с манипуляций действий учащегося на воспроизводство, проектирование учебных ситуаций. От преподавателя требуется помочь функционированию этих способностей, дополнить их. Такое самоопределение должно состояться на всех фазах образовательного процесса - от выбора направления занятий до выбора способа, алгоритма решения практических или теоретических проблем.
4. Многомерность своеобразия и индивидуальности – это особенность учреждения, его образовательная специализация, состояние педагогического потенциала, средств и педагогических технологий, уникальность участков образовательного процесса. В этом аспекте активность есть творческое дерзание каждой личности.
5. Задействованность всех человеческих резервов, их интенсификация – эффективное, рациональное, экономное расходование человеческой энергии за счёт внутренней самоорганизации, совершенства, культурной ценности.
6. Использование преимуществ неформального коллективного общения. Учебная группа не может быть организованна формально: по количественному, возрастному или иному признаку. Это всегда общность единомышленников, соучастников одного, интересного для всех дела, это всегда ролевая организация, воспроизводящая индивидуальные позиции каждого, но общие задачи, с разумной организацией управления и саморегуляции. Идейной основой такого общения служит педагогика сотрудничества.