Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей группе детского сада
(авторы - Т. Б. Филичева, Г. В, Чиркина, 1993)
Программа рассчитана на один учебный год, включает в себя 3 периода.
Первый период
обучения
(сентябрь - середина ноября).
Фронтальные логопедические занятия по произношению - 2 раза в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.
Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда - ежедневно (в течение всех периодов обучения).
Работа воспитателя по заданию логопеда - ежедневно (в течение всех периодов обучения).
На индивидуальных и подгрупповых занятиях логопед в первом периоде занимается:
1. отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; доступных согласных: [м], [м'], |
н |, [н'], [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [в], [в'], [б], [б'], | д |, |_д` |
, [г], [г']. В речевом потоке детей с ФФНР эти звуки произносятся смазанно из-за нечеткой артикуляции. Дети учатся восприятию на слух сохранных звуков и таким образом создается база для появления в речи отсутствующих звуков;
2. постановкой отсутствующих у ребенка звуков (при возможности - одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, что быстрее подготовит детей к фронтальным занятиям);
3. выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы;
4. различением звуков на слух;
5. дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.
На фронтальных логопедических занятиях:
1. изучаются гласные звуки: [а], [о], [у], [и], [о], [э], [ы]; согласные звуки: [п], [п'], [т], [к], [к'], [т'], [j], [л']. Последовательная отработка звуков обеспечивает поэтапность работы над фонемами и переход от более легких к более сложным по артикуляции звукам;
2. одновременно проводится работа по формированию фонематического восприятия.
Дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Отработка четкой артикуляции простых согласных звуков сочетается с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове (начальная позиция звука, конечная позиция звука). Ведется работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Дети учатся отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После сформированного умения выделять в слогах гласные и согласные звуки можно переходить к анализу и синтезу обратных слогов. Дети учатся образовывать слоги, преобразовывать их, изменяя один звук ([уп-оп-от]).
Второй период обучения
(вторая половина ноября - первая половина февраля).
Фронтальные логопедические занятия - 3 раза в неделю.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 1 раз в неделю.
На индивидуальных занятиях ведется постановка отсутствующих звуков и их автоматизация.
На фронтальных логопедических занятиях акцентируется внимание:
1. на дифференциации на слух и в произношении звуков по твердости - мягкости, глухости - звонкости; на занятиях закрепляются и дифференцируются следующие звуки: [л']-[ы], [с], [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-|з|, [с']-[з'], [ц], [б]-[п], [ш]-[ж], [з]-[ш], [з]-[ж], [с]-[ш];
2. на грамматических категориях: рода, числа, падежа и времени;
3. на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;
4. на развитии связной монологической речи: составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;
5. на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове (в начале, середине, конце); определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и открытых слогов, их преобразовании;
6. на усвоении терминов и понятий слог, слово, предложение, звук, согласные, гласные, глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки. -
Третий период обучения
(февраль- май).
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с детьми, у которых есть трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков.