Особенности связной письменной речи учащихся старших классов школ VIII вида
Первый текст (см. приложение, стр. ) невелик по объему, несложен по содержанию, повествовательного характера. Он состоит из трех частей, включающих 13 смысловых единиц (10 основных и 3 второстепенных). В рассказе речь идет о нескольких персонажах: лисе и воронах. Описывается поза лисы, поведение ворон, и дается характеристика всем действиям: «ворона очутилась в зубах у плутовки-лисы».
Словарь текста прост, незнакомых для детей слов нет. Лексической особенностью изложения событий является то, что используются глаголы, передающие динамичность и разную интенсивность действий: закаркала (с наречием громко), слетелись, шагнула (с наречием осторожно), запрыгала (с наречием ближе), не шелохнется, подбирается, вскочит, очутилась, норовит.
Описание поведения лисы дано главным образом глагольной лексикой и тремя сравнениями: «хвост плетью распустила» «лиса лежит как мертвая», «лиса лежит как дохлая».
Текст состоит из 11 предложений. Одно короткое нераспространенной и 10 распространенных, в основном с дополнениями, обстоятельствами места, времени и образа действия.
По сравнению с первым текстом, второй «Поросята» (см. приложение ) был большего объема, сложнее по содержанию, повествовательного характера. В нем заключалось большее количество частей (4), смысловых единиц (19 основных и 7 второстепенных), персонажей, предложений и слов. В тексте пять действующих лиц: автор, хозяйка и три поросенка. В рассказе дается описание внешнего вида поросят, имеется характеристика их действий.
Читая его, ученики должны понять зависимость происходящих событий от условий, в которые были поставлены персонажи.
В рассказе трудных слов нет. Своеобразие действий персонажей, их передвижение, характеристика действий выражается глаголами: зашел (с наречием сзади), высунулся, повалился (с наречием сверху), отодвинулся, улегся (с наречием в середине) и т.д. С помощью прилагательных описывается вид поросят: маленькие, беленькие, сонные.
Текст состоит из 26 предложений. Преобладают простые предложения с однородными сказуемыми (9 предложений), 5 предложений безличных, 6 - простых нераспространенных с одним сказуемым, 3 – сложноподчиненных. Из них два – с придаточными дополнениями (почувствовал, что …), (решил, что …) и одно придаточное (просыпались, потому что …), два предложения сложноподчиненных с союзом «и» использованы для выражения причинно-следственных связей и отношений между действиями. В одном предложении выражается взаимосвязь факторов, их обусловленность (мне было интересно, скоро ли они успокоятся, уснут).
Третий текст «Раковина и орел» (см. приложение) является гораздо большим по объему, чем предыдущие тексты, включает значительное количество частей и смысловых единиц. И хотя персонажей в данном тексте меньше, чем в первых двух, он более сложен для понимания умственно отсталыми детьми, т.е. в нем не говорится о том, когда происходят события. Кроме того, имеются пропущенные звенья, которые могут быть поняты учащимися лишь в результате осмысления всего текста в целом. Построение рассказа довольно сложное. Школьники должны самостоятельно установить длительность, одновременности и последовательность, т.е. определенную систему. Далее надо четко осознать причинные, временные и целевые отношения и воспроизвести элементы описания и рассуждения. В первой, второй и четвертой частях текста даны описания (сведения о раковине и орле), а рассуждение содержится в третьей части (об ошибке орла). У учащихся должны быть конкретные представления о раковине, об орле, о скалах, о приливе и отливе.
Все слова в тексте знакомы детям за исключением двух, называющих части организма раковины: «створки» и «тело». В рассказе имеются экспрессивные глаголы (рвал, кидался, бился, кричал, бросился), указывающие на стремительность и мгновенность действий. Для передачи состояния орла во время ожидания добычи были употреблены глаголы: сидел, выжидал (с наречием терпеливо). Временные отношения выражены словами: однажды, в этот момент, слишком поздно, через шесть часов.
В рассказе 16 предложений, из которых 7 простых, 4 сложноподчиненных, 5 – усложненного типа. Простые предложения распространены дополнениями, определениями, наречиями. Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным, следствия, цели, определительным. В рассказе имеются три предложения со сравнениями. По структуре сравнения различны: в двух случаях они выражены словосочетаниями, а в одном – словом. В первом 2 створки сравниваются по величине с «умывальным тазом», во втором – стремительный полет орла, нападающего на свою жертву, сравнивают с полетом стрелы, в третьем раскрытые «створки» раковины - с раскрытой книгой.