Особенности связной письменной речи учащихся старших классов школ VIII вида
На основе всестороннего анализа работ учащихся мы разделили испытуемых на четыре группы.
В первую группу вошли ученики, в работах которых содержание воспринятого текста передавалось полно, правильно и последовательно, слова употреблялись адекватно, структура предложений не нарушалась. Учащиеся, в изложениях которых были выпущены некоторые второстепенные звенья, но смысл основного текста сохранялся, также были отнесены к первой группе.
Вторую группу составляли школьники, которые в своих работах пропускали отдельные звенья. Они не искажали содержания воспринятого, не воспроизводили его неполно, неточно.
В третью группу были отнесены ученики, в изложениях которых пропущены многие важные смысловые единицы, наблюдалась потеря логической связи между предложениями и частями рассказа, допускались искажения фактов, вводились неадекватные привнесения, нарушающие правильность изложения, встречались неуместные замены слов, неправильно построены предложения.
В четвертую группу вошли учащиеся, не справившиеся с заданием. Их работы состояли из отдельных, не связанных между собою фраз. Поэтому изложения, в сущности, не было.
В результате анализа нами установлено, что первый текст оказался доступным для учащихся все классов.
При передаче второго текста ученики 6 и 7 классов испытывали некоторые трудности. Они часто пропускают важные звенья или искажают отдельные смысловые единицы текста.
Ученики 8 и 9 классов справились с заданием успешнее.
При репродуцировании третьего текста учащиеся 6 и 7 классов, и в единичных случаях 8 и 9 классов испытывали значительны трудности. Они не смогли раскрыть сложные причинно-следственные связи и отношения, переданные в рассказе, искаженно воспроизводили некоторые факты, неточно или неуместно использовали слова, часто нарушали конструкции предложений.
Таблица 1.
Успешность выполнения учащимися письменных изложений
Классы |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Текст «Лиса обманула» | ||||
6 7 8 9 |
20% 30% 50% 60% |
55% 55% 60% 40% |
15% 15% 0% 0% |
10% 0% 0% 0% |
Текст «Поросята» | ||||
6 7 8 9 |
15% 25% 40% 50% |
55% 50% 60% 50% |
20% 25% 0% 0% |
10% 0% 0% 0% |
Текст «Раковина и орел» | ||||
6 7 8 9 |
0% 5% 15% 25% |
45% 55% 65% 60% |
35% 30% 15% 10% |
20% 10% 5% 5% |
Выделение групп учащихся на основе их возможностей овладеть связной письменной речью, позволяет сделать некоторые методически выводы.
Так, для учеников 6 и 7 классов (по девятилетней программе) не следует предлагать тексты третьего типа, т.к. они не доступны для них и по содержанию и по языку. Для учеников 8 и 9 классов их можно использовать при условии осуществления детального анализа содержания и тщательной лексической, грамматической и синтаксической подготовки.
Работать с текстом второго типа в разных классах надо по-разному. В 6 и 7 классах необходимо уделить большое внимание выяснению воспринятого содержания, установлению смысловых связей между основными действующими персонажами, акцентировать отношения между отдельными звеньями, предупреждая этим пропуски, неадекватные добавления и привнесения. Все, что учащиеся обычно склонны пропускать, при анализе текста надо выделять. Особенно важно проследить за последовательностью и взаимосвязью основных действий, т.к. нарушение в письменных пересказах причинных и других отношений часто возникает потому, что учащиеся осознают временную последовательность тех или иных действий. При подготовке к изложению необходимо разъяснить значение трудных слов и выражений, уточнить их правописание.