Процесс обучения. Его функции
Обучение - процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему - педагогу, пропагандисту, преподавателю ПЭО. Они и осуществляют одну сторону процесса обучения - преподавание. Вторая сторона этого процесса - учение, она реализуется в деятельности обучаемых, слушателей ПЭО. Большое значение при этом имеют такие качества слушателей, как активность и самостоятельность.
Хорошо, если слушатели сразу вступают в педагогический процесс с этими качествами. Но если их нет? Тогда задача преподавателя состоит в том, чтобы, действуя продуманно и педагогически грамотно, сформировать такие качества. Он создает благоприятные условия для их формирования, руководствуясь своими “словесными формулами”:
- я помогу тебе, чтобы ты очень захотел учиться;
- тебе учиться тяжело, но это временно, пока ты не “загорелся” идеей, мы ее найдем;
- тебе будет интересно учиться, если будешь работать интенсивно;
- я помогу тебе быть активным, но и ты помогай мне;
- я объясню тебе суть постоянной учебы, и ты все сможешь сделать сам.
Советская педагогика накопила ценный опыт создания таких условий, при которых успешно решаются указанные задачи. Данный опыт получил отражение в так называемой педагогике сотрудничества. За этим понятием стоит целое педагогическое направление, сторонники которого считают, что обучаемый должен овладевать знаниями, навыками и умениями, должен развиваться” воспитываться в процессе выполнения различных, внутренне взаимосвязанных видов деятельности, и прежде всего в сочетании общественно полезной, трудовой, учебно-познавательной и игровой. Это только кажется, что взрослые люди - народ серьезный и потому не любят играть. На самом деле все готовы включиться в игру и овладеть в заданных ею ситуациях необходимыми знаниями.
Сторонники педагогики сотрудничества делают процесс обучения и воспитания творческим, опираясь на демократические начала, совместную работу, реальное взаимодействие обучающего и обучаемых, преподавателя и слушателей. Опыт свидетельствует о том, что в выигрыше оказываются и педагоги, и их подопечные. У слушателей развивается желание и умение учиться, вырабатывается самостоятельность, ответственность за порученное дело, уверенность в личной способности справиться с любой учебной либо жизненной проблемой.