Современные классификации методов обучения
Методы организации учебно-познавательной деятельности обучаемых можно представить в качестве определенной схемы (табл. 8).
Таблица 8.
Общая классификация методов обучения по способу организации материала
1. Устное изложение учебного материала
3. Показ
(демонстрация)
5. Практическая работа
2. Обсуждение изуча>.'“<н<' териала
4. Упражнения
6. Самостоятельная 1.' обучаемого
На схеме четко видна взаимосвязь различных методов обучения. Так, наглядно видима возможность применения показа в сочетании с другими методами - устным изложением, обсуждением материала, упражнением и практическими заданиями. Вместе с тем просматривается зависимость каждого из названных методов с еще одним, часто называемым основным,- методом самостоятельной работы слушателей, хотя очень часто участники обучения им пренебрегают.
Таблица 9.
Классификация методов обучения на основе дидактических задач
Существует вообще такое дидактическое положение, согласно которому успех обучения во многом зависит от оптимального сочетания методов, выбираемых в зависимости от задач занятия, содержания изучаемого материала, особенностей аудитории слушателей. Такого рода сочетания методов можно увидеть на специально подготовленной схеме (табл. 9).
Уже внутри каждого из названных методов можно обеспечить усвоение материала, продвигаясь от отдельных фактов, деталей к выводам, или от частного к общему. Такой путь усвоения называют индуктивным. Прямо противоположный ему путь, когда усвоение облегчается, если следуют от общих положений к частностям, называют дедуктивным. Выбор пути зависит от уровня подготовленности обучаемых, степени сложности изучаемого материала, конкретных задач занятия и условий его проведения.
Возможна и еще одна классификация методов обучения, характеризующая их с точки зрения такого показателя, как уровень проблемности. Поскольку проблем- кость в некоем зачаточном состоянии может существовать и существует и в традиционном обучении, постольку в общей схеме показаны методы как традиционного, Репродуктивного типа обучения, так и проблемного (табл. 10).
Таблица 10.
Классификация методов обучения на основе уровня проблемности
В жизни, разумеется, все сложнее, чем на схеме и многие методы не будут так уж прямо соответствоват1 один другому, как это рекомендовано наукой. Тогд2 у преподавателя, опирающегося в основном на информационно-сообщающий метод, слушатели будут работать на высоком уровне проблемности, используя частично поисковый метод учения. Но может быть и наоборот - слушатели будут снижать уровень проблемност* учения при применении преподавателем методов проблемного преподавания наивысших уровней. Правда чаще всего чудес не бывает, а потому слушатели учатс? так интенсивно, инициативно и “проблемно”, как и) этому учат педагоги.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса
Интенсификация производственных процессов зас тавляет задуматься над вопросами оптимизации обуче ния. Особенно важны эти вопросы для ПЭО, что объяс няется только двумя обстоятельствами - коротким сро ком обучения и необходимостью практической отдач) от обучаемых в ходе и особенно в конце обучения. Этап уже достаточно для того, чтобы обеспечить все услови) для оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В чем состоит эта оптимизация? Чем она может про явить себя? В чем она выражается? На что следует обратить внимание при решении вопроса оптимизаци) обучения?
На наш взгляд, судить об оптимальности учебного процесса можно в том случае, когда мы достаточно объективно можем оценить результаты следующих этапов учебно-воспитательной работы:
обучаемые услышали все, что объяснили преподаватели;
обучаемые поняли то, что им объяснили;
они согласились с тем, что услышали;
обучаемые усвоили основное содержание изучаемого, услышанного, прочитанного;
они успешно применили полученное знание на практике.
Чтобы получить высокие результаты на каждом из этих этапов, важно заранее побеспокоиться о методическом обеспечении учебного процесса. Это значит, что надо определить, какие именно действия необходимо формировать у обучаемых. Более того, заранее обозначить, какими качествами должны обладать эти действия, особенно по показателям обобщенности, разумности, сознательности, критичности и т. д.