Современные классификации методов обучения
В дальнейшем же следует спланировать планомерное поэтапное формирование намеченных действий с четким контролем их качества со стороны преподавателя. Такого рода учебно-воспитательная работа лучше всего осуществляется во взаимодействии специалиста в области ПЭО и психолога, хорошо знающего учение о поэтапном формировании умственных действий, умеющего применять его на практике.
В целом для оптимизации учебно-воспитательного процесса важно ориентироваться, во-первых, на исходный уровень знаний, навыков и умений обучаемых, во-вторых, на необходимость учить их тому, что действительно требуется на производстве, в-третьих, правильно и грамотно выбирать формы и методы обучения.
Наличие этих качеств позволяет действовать ему не только как грамотному педагогу, но и как чуткому воспитателю.
Воспитательное воздействие преподавателя на личность обучаемого выражается в конечном счете в его нравственных качествах. Конечно, на нравственное развитие человека влияет вся социальная среда, все многочисленные факторы, включая характер производства, способы распределения материальных благ, материальное благосостояние народа, духовную жизнь общества, систему образования, культуру, здравоохранение, семейно-бытовые отношения, социально-психологический климат трудовых коллективов и т. д. И все же влияние педагога, учителя не сравнить ни с чем, если только педагог сам является яркой личностью.
Способ его общения с обучаемыми, умение четко и продуктивно организовать учебный процесс оказывают подчас более сильное воздействие на психику обучаемых, чем многочасовые нравоучения. Не случайно справедливо говорят: “Беспорядок в цехе порождает беспорядок в сознании”. Опытный педагог всегда учит так, что сам процесс учебы воспитывает, формирует организованную и высоконравственную личность.