Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр
3. Подобрать и опробовать дидактические игры способствующие суффиксальному способу словообразования;
4. Составить серию дидактических игр с суффиксами: - чик, -ик, -чк, -ек, -ов, -ан, -ян;
5.
Определить эффективность использования серии дидактических игр в обучении детей первого года обучения суффиксальному способу словообразования.
Теоретическая и практическая значимость.
Предложенное исследование опирается на развитие теоретических положений:
1. Ф. А. Сохин на передний план выдвигает развивающую функцию грамматической работы, развитие поисково-ориентировочной активности ребенка в сфере языковых и грамматических явлений;
2. овладение грамматическими категориями самым тесным образом связано со всем ходом умственного развития, опирается на его позновательское развитие;
3. Л. С. Выгодский говорил о ведущей роли обучения грамматическим категориям ребенка через механизм создания «зоны ближайшего развития», которая возникает в совместной деятельности ребенка и взрослого.
В своих исследованиях мы использовали следующие методы
:
I Теоретические:
1. Изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования;
2. Анализ и обобщение материала полученного в наблюдениях, беседах, экспериментах;
II Эмпирические:
1. Многократные наблюдения;
2. Беседы;
3. Изучение педагогической документации:
- план воспитательно-образовательной работы дефектолога,
- план воспитательно-образовательной работы воспитателя,
- «Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой;
4. Письменный опрос родителей и воспитателей.
Также проводилась опытно-педагогическая работа, состоящая из трех этапов:
1. констатирующий эксперимент,
2. формирующий эксперимент,
3. контрольный эксперимент.
Базой исследования явился Коррекционный детский сад №278 г. Омска.
I . Теоретические основы формирования словообразовательной стороны речи у детей с нарушениями интеллекта первого года обучения. | |
1.1 Лингвистические основы формирования словообразовательной стороны речи у дошкольников. |
«… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» (Л. С. Выгодский) [19, с. 23].
Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:
- воспитание звуковой речи;
- закрепление, обогащение и активизация словаря;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Понятие грамматического строя речи включает в себя знание по грамматически и словообразованию.
Грамматика – раздел науки о языке содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Он включает в себя две части – морфологию и синтаксис. Если синтаксис изучает словосочетания и предложения, то морфология – грамматическое учение о слове. Сюда входит учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматического значения, а также учение о частях речи и присущих им способов словообразования.[3 c.157].
Своеобразное освоение грамматического строя языка важное условие полноценного речевого развития ребенка. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Ученые характеризуют формирование синтаксического компонента языковой способности, как спонтанный процесс при взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Речь взрослого для ребенка – основной источник освоения грамматического строя языка. В особенности это касается детей с нарушениями интеллекта.
В дореволюционный период сведения о словообразовании включались обычно в описание грамматического строя речи русского языка. Наибольшую ценность в теоретическом освещении проблемы имеют работы преподавателей Казанской лингвистической школы, в первую очередь И. А. Бодузна де Куртене. Заслуга этих преподавателей – тезис о необходимости разграничения синхронного (языковые связи данного этапа) и дисхронного (пути образования слов в прошлом), подходов к словообразованию.